Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Яндекс» подключился к формированию кредитных рейтингов россиян

IT-компания и два кредитных бюро запустили проект по оценке платежеспособности российских граждан.

Возможных заемщиков будут оценивать, в том числе с помощью данных, собираемых «Яндексом». В «Эквифаксе» отказались от комментариев, в Объединенном кредитном бюро (ОКБ) подтвердили сотрудничество с «Яндексом», передает РБК. Оба бюро входят в тройку крупнейших в России.

В ОКБ пояснили, что для оценки заемщиков партнеры «смешивают» скоринг. Они не имеют доступов к данным друг друга. У бюро есть сведения о кредитах, запросах на займы, платежах и кредитной нагрузке. У «Яндекса» — информация о пользователях. Оценка от IT-компании добавляется к оценке от кредитного бюро, общий балл направляется в банк. По этой модели можно оценить до 95% заемщиков, добавили в ОКБ.

Как это работает

В «Яндексе» не раскрывают данные, которые используют для оценки. При этом у компании большой набор продуктов, включающий сервисы для денежных переводов, бронирования, приобретения товаров, такси и т.д.

Данные обрабатывают автоматически в обезличенном режиме. Для построения модели используют более тысячи факторов. Партнеру передают только итоговый результат. Он является рекомендательным и не влияет на скоринговый балл от кредитного бюро, пояснили в компании.

По словам одного из собеседников издания, бюро передают IT-компании e-mail и номер телефона в зашифрованном виде. На их основе создается аналитическая модель. «Яндекс» не знает, по каким людям получает запросы. Компания не передает данные партнерам и третьим лицам, подчеркнул источник.

Зачем это банкам

Услуга «Яндекса» поможет повысить оценку кредитоспособности и снизить риски просрочек, считают аналитики.

Несколько банков используют систему в тестовом режиме. Ею заинтересовалисьв ВТБ, Альфа-банке, «Росбанке» и «Ак Барсе».

Остается вопрос о соотношении с законом о защите данных. Бюро и «Яндекс» настаивают на отсутствии нарушений. По мнению опрошенных изданием юристов, скоринг требует согласия клиентов на обработку персональной информации. Более того, при нем обезличенные данные перестают быть обезличенными: они описывают поведение в интернете конкретного человека. Идентификации помогает и почта с телефоном, которые нельзя рассматривать абстрактно, отметили юристы.

По их словам, использование обезличенных данных не страхует от репутационных рисков.

Полная версия