Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Фургал как Высоцкий»: яркий, противоречивый, после ареста ставший «символом поруганного достоинства»

Политолог Михаил Виноградов сравнил музыканта Владимира Высоцкого с арестованным экс-главой Хабаровского края Сергеем Фургалом.

По его словам, советское общество, построенное на сакрализации Ленина (и какое-то время Сталина), иногда нуждалось в альтернативных кумирах. Об этом он написал в телеграм-канале.

По его мнению, в 1970-е годы тайным кумиром общества становится Иосиф Сталин, в котором начинают видеть «оболганную жертву постсталинских репрессий». Однако его образ уступает Владимиру Высоцкому.

В сакрализации последнего Виноградов упрощенно выделил три момента. Во-первых, Высоцкий создавал «блатную песню», что было частью «запрещенной и потаенной реальности». Только в 1990-е годы блатная песня превратилась в образец «низкого искусства», пояснил политолог.

Во-вторых, Высоцкий сочетал и медийность, и «полузапретность». Он снимался в фильмах, но его песни, которые все знали, нигде не звучали, нигде не продавались. Кроме того, его отличали особые интонации, отражавшие «мир полуальтернативы, полупротеста, полувосстановления попранных идеалов воевавших отцов из "Белорусского вокзала"».

При этом советская власть «на стадии полураспада» одновременно сдерживала Высокцкого и позволяла ему ездить на иномарках и путешествовать за границу, что было недоступно простым обывателям. В этом плане Виноградов сравнил Высоцкого с оппозиционером Алексеем Навальным.

Третьим моментом стала смерть, которую советская власть «неумело спрятала», что придало музыканту протестности. Она вызвала всплеск общественной энергии, не угасшей до сих пор, добавил политолог.

По его мнению, потребность в героях со стержнем существовала в разных средах. Она реализовывалась через разных людей — от Сахарова и Лукашенко до Старостина и Черенкова, которые могли не соответствовать ожиданиям и не выдерживать их.

Похожая ситуация сложилась с Сергеем Фургалом. По словам политолога, экс-глава Хабаровского края — яркий Глеб Жеглов (герой Владимира Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя»), противоречивый как «дурацкие антикитайские песни» музыканта, а «после ареста ставший именем эпохи, символом поруганного достоинства и "России, которую мы потеряли"».

Виноградов не исключил, что с Фургалом «все рассосется». Однако потребность общества в героях останется и будет становиться сюрпризом и для власти, и для героев.

Полная версия