Москва
19 июня ‘19
Среда

Эксперт: почему ларьки полезны для экономики России

Удельный вес малых предприятий в ВВП России необходимо повышать, считает экономист Игорь Николаев.

Статистика

По данным Росстата, в 2017 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП РФ составила 21,9%. Данных за 2018 год ведомство пока не обнародовало, отметил эксперт в колонке для «Открытых медиа».

Этот показатель демонстрирует соотношение общего объема валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной микро-, малыми и средними предприятиями, и ВДС всех хозяйствующих субъектов, пояснил экономист.

К средним относят предприятия с доходами до 2 миллиардов рублей в год, к малым — до 800 миллионов рублей, к микропредприятиям — до 120 миллионов. В первых могут работать 101-250 человек, во вторых — до 100 сотрудников, в третьих — до 15. Участие гособразований, общественных и религиозных организаций не должно превышать 25%, доля других юрлиц — не более 49%. Эти показатели соотносятся с принятыми в других странах, добавил автор.

Ситуация в Европе

В Европе статистические ведомства основываются на других показателях, поэтому эксперт сравнил ситуации по обороту (выручке). По обороту доля небольших компаний в европейских странах разнится и в среднем составляет около 50%. В Болгарии, Румынии и Хорватии — около 60%, в Норвегии — 27%, в Италии — 50% (данные на 2015 год). В РФ этот показатель равнялся 29% в 2016 году.

Автор подчеркнул, что малые и крупные экономики имеют свои особенности. В первых, которые представлены в Хорватии или Румынии, нет места для крупных предприятий. Кроме того, значение имеет структура экономики. К примеру, экономику Норвегии определяет нефтегазовый бизнес, то есть крупный. В стране также есть малые предприятия, но они не являются ведущими. Россия тоже является нефтегазовым экспортером, что необходимо учитывать.

Важным является и фактор пространственного развития. У больших стран есть условия для развития крупного предпринимательства, добавил Николаев.

Что делать?

В этой логике России бессмысленно достигать доли малого бизнеса в 50-60%. При этом 40% (и по ВДС, и по обороту) достичь было бы полезно, считает специалист.

В Еврокомиссии развитие малого и среднего предпринимательства считают главным фактором экономического роста, создания новых рабочих мест, продвижения инноваций. Это важно для РФ.

У российской экономики также есть особенности: слабая конкуренция, которая отражается на качестве товаров и необоснованном росте цен. Рост количества небольших предприятий означает усиление конкуренции. Малый бизнес также помогает укрепить финансовую независимость людей от государства. Однако в нашей стране эта связь только усиливается. В 2000 году доходы предпринимателей в общих доходах населения составили 15%, а в 2017-м — около 8%.

По мнению экономиста, российские власти понимают важность поддержки малого бизнеса. Однако действуют разнонаправленно: то принимают Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в РФ (2016 год), то вводят налог на самозанятых (2019-й). В итоге вопрос развития этого направления остается актуальным, резюмировал Николаев.

Мы рекомендуем

Полная версия