Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Набиуллина и Греф столкнулись в регулировании финтеха

В Кремле и правительстве обсуждают разногласия между главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной и руководителем Сбербанка Германом Грефом.

Руководство двух структур столкнулось в борьбе за контроль в финансовых технологиях. Сбербанк претендует на превращение в технологического гиганта, чему противится Центральный банк РФ. Пока позиция Эльвиры Набиуллиной является более сильной, сообщают источники The Bell.

28 января регулятор дал старт системе быстрых межбанковских платежей (СБП). Ее запустили в режиме тестирования для 11 банков. ЦБ хочет обязать работать через систему все банковские организации. Единственным противником в этом вопросе оказался Сбербанк, у которого уже есть аналогичная платформа. Более того, на долю госбанка приходится больше 90% всех розничных переводов. Банк России хочет разрушить эту монополию.

Переводы с карты на карту — важнейший сегмент. За неполный прошлый год граждане РФ перевели этим способом 19 триллионов рублей. При этом 13 триллионов перевели пользователи Сбербанка. Его клиенты давно могут переводить деньги с карты на карту только при использовании номера мобильного. С 2018 года к этой системе подключился «Тинькофф Банк». Комиссия для держателей карт обоих банков при переводах составляет 1%. При этом в Сбере берут комиссию до 1,5% при переводах с карт, выпущенных в разных регионах.

В Банке России хотят удешевить переводы между картами разных банков с помощью СБП. В этом году комиссии планируют не вводить, а со следующего ее ограничат 1-6 рублями. Убедить Сбер подключиться к системе не удалось, поэтому регулятор решил обязать его сделать это законодательным путем. Греф подчеркнул, что подобный шаг создает искусственную конкуренцию, что является лишним. Собеседник издания отметил, что на Гайдаровском форуме Греф призывал Набиуллину не давить «первых игроков». По его мнению, председательницу ЦБ «очень раздражает» активность главы Сбербанка в сфере цифровых банковских технологий.

По словам источников, ЦБ также выступил против установления контроля Сбербанка над IT-компанией «Яндекс». Хотя банк опроверг интерес к подобной сделке, источники подтвердили проведение соответствующих переговоров. Регулятор опасается, что объединение с «Яндексом» сделает его менее весомым в сравнении со Сбербанком. Кроме того, это сильно ударит по небольшим банкам, пояснил собеседник.

По словам другого источника, суть разногласий состоит в том, что Банк России реализует проекты, которые уже успешно работают в Сбербанке. Он готов дать доступ к своим системам и услугам. Однако это означает создание монополии в цифровом банкинге.

В настоящее время в споре побеждает Набиуллина, считают источники The Bell. Она сдерживает «монопольные амбиции» Грефа и ведет ЦБ по курсу сбалансированного развития рынка и финансовых технологий. Собеседник добавил, что глава Банка России не виновата в том, что государственные банки сегодня «чудовищно» разрослись. Еще один чиновник выразил уверенность в том, что ЦБ добьется вступления Сбера в свою систему. Другие банки, включая ВТБ, поддержали инициативу регулятора. В их интересы тоже входит ограничение доли Сбербанка на рынке, поскольку это повышает конкуренцию.

Герман Греф полагает, что победа Центробанка в споре сделает его монополистом. По его мнению, внедрение государства создает искусственную монополию и неконкурентоспособную модель развития. Собеседник издания указывал на лукавство главы Сбербанка в вопросах избыточного регулирования. Он напомнил про огромные размеры этого государственного банка, его зарплатные проекты для бюджетников, а также наследство от СССР в виде большой базы клиентов и разветвленной сети отделений. Сбер может себе позволить монопольно диктовать условия для рынка, пояснил он.

Противостояние двух банковских структур затрагивает неограниченное количество граждан, пользующихся услугами банков. В случае с переводами денег речь идет о том, кто будет контролировать большую часть отечественного финтеха, заключило издание.

Полная версия