Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Оценены риски роста контрафактной техники в России из-за «серого» импорта

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, отменяющее ответственность за серый (параллельный) импорт и позволяющее ввозить в РФ товары без согласия правообладателей.

Список товаров сформирует Минпромторг на основании предложений федеральных ведомств. Ранее РБК рассказали в ведомстве, что в список войдет продукция, необходимая «для насыщения потребительского рынка». При этом отмечалось, что «серый» импорт не означает легализацию контрафакта, «речь идет именно о ввозе оригинальных товаров через альтернативные каналы».

Эксперты считают, что параллельный импорт увеличит риски ввоза контрафакта. Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский рассказал, что из-за отказа многих зарубежных вендоров работать с российскими компаниями отечественным производителям электроники приходится переходить от авторизированных дистрибьюторов к независимым поставщикам, что увеличивает риск покупки контрафакта.

В мире доля контрафакта составляет менее 1%, и основной объем поставок контрафакта — 96% — приходится именно на независимых поставщиков. Авторизованные каналы поставок занимают 95% мирового рынка, остальные 5% — независимые поставщики. То есть, вероятность приобрести контрафакт у независимых поставщиков в 400 раз выше, пояснил эксперт.

Применение контрафактных компонентов в производстве электроники заметно повышает уровень брака в производстве и риски выхода продукции из строя, что влечет претензии заказчиков и потерю репутации компании.

Обычно российские заказчики пытаются скрывать факты поставок контрафакта, поскольку ответственность за такую закупку несут и поставщик такой продукции, и заказчик, который не проверил канал поставки.

«Если в Россию поставляет компоненты независимый поставщик, это не означает, что он купил эту продукцию в китайских «мусорных» производствах. Но проверка происхождения каждой партии комплектующих — это дополнительные издержки, и стоимость конечной продукции будет увеличиваться», — пояснил глава АРПЭ.

Замгендиректора по маркетингу МЦСТ и гендиректор консорциума «Отечественные микропроцессоры и платформы» Константин Трушкин также усматривает риск поставки контрафакта. Обнаружить подделку трудно, в результате будут происходить сбои в работе конечного оборудования, в котором использовались контрафактные детали, уменьшится срок службы и так далее. «Нужно локализовывать производство критичных компонентов, иначе всегда будем в зависимости от внешних обстоятельств», — считает эксперт.

Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов рассказал, что сейчас на российском рынке потребительской электроники и бытовой техники почти нет контрафакта, поскольку у многих фирм (LG, Samsung, Indesit ...) есть производство в самой РФ.

Почти у каждого зарубежного бренда в РФ имеется представительство или дочерняя компания напрямую везет технику и продает ее за рубли, что также гарантирует легальность продукции.

Также далеко не всю продукция можно подделать. Например, телевизор почти невозможно подделать, это высокотехнологичный продукт. Если производить качественный контрафакт, то его разработка будет стоить не меньше, чем разработка оригинала, и весь смысл затеянного теряется, сообщил Гуськов.

При этом не следует легализовывать параллельный импорт на те товары, которые делают в РФ или напрямую поставляются от производителя, иначе ввозом таких изделий могут заняться недобросовестные поставщики, которые не будут гарантировать их качество, считает эксперт.

Полная версия