Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

«Дефицит, перебои поставок, фальсификат»: о последствиях заморозки цен на бензин

Если цена на топливо по требованию властей заморожена, а власти наращивают долю налогов в этой цене, то нефтяники неизбежно будут роптать на снижение рентабельности на внутрироссийском рынке.

Власти несколько раз за год увеличивают акцизы на нефтепродукты и налог на добычу. Поэтому именно правительство виновно в росте цен на бензин, считает экономист Михаил Крутихин.

Если бы российские экономические власти в действительности заботились о долгосрочных перспективах РФ, они снизили бы свою долю в стоимости топлива, чтобы сделать более дешевыми и доступными перевозки, что повлекло бы активизацию экономической жизни в стране. Но кабмин поступает так, как будто скоро его уже не будет.

Деньги ему требуются немедленно и много, а на перспективы плевать. Недавно Медведев говорил, что основа экономического развития РФ — сбор налогов. Не пресловутая «модернизация», не финансирование долгосрочных проектов, а просто отъем средств у граждан и бизнеса, отмечает Крутихин.

Сейчас доля государства в стоимости топлива на АЗС около 65%, а с грядущим в следующем году ростом акциза эта часть возрастет еще на 2-3%, если цена бензина останется прежней.

Когда рыночные отношения сменяет административное ограничение цен, рынок горючего с неизбежностью ждут дефицит, перебои поставок, торговля фальсификатом. Все это будет стимулом для социального протеста, считает экономист.

Компенсация, о которой говорят в кабмине, обернется новым отъемом средств у граждан. Изменится лишь форма. Производители бензина получат акциз из казны, но эти средства поступают от налогоплательщиков.

То есть, граждан неизбежно вынудят платить за бензин больше, хотя цены на бензокалонках для видимости будут оставаться прежними, считает эксперт. При этом заморозка цен на АЗС в любом случае — временное явление, полагает он.

Из-за конфликта между нефтяной отраслью и правительством старается извлечь выгоду «Роснефть». В компании заявили, что рост цен вызвал сговор независимых заправок.

Доказательств компания не предоставила, но предложения «Роснефти» позволяют понять и раскрыть истинную суть нападок на независимые АЗС.

«Роснефть» предложила перенести акциз с НПЗ на розничные сети. Крупные компании осуществляют и добычу, и переработку, и экспорт, и продают топливо на внутрироссийском рынке. Перенесение звена изъятия акциза внутри этой совокупности пройдет для них практически без потерь, а владельцы АЗС будут вынуждены нести очередное бремя налогов, которое может вынудить их перестать вести невыгодный бизнес.

Заброшенные заправки «заберет» та же «Роснефть», которая нацелена на расширение и укрупнение. «Схема давления простая и наглая — вот только пользы топливному рынку она не принесет», - считает эксперт.

Гигант не сможет содержать небольшие АЗС, и некоторое количество из них закроется, что вызовет новый виток проблем в снабжении России бензином. Остается надежда на то, что кабмин проигнорирует эту нападку «Роснефти» на конкурентов.

Торг между нефтяными компаниями и правительством за субсидии производителям бензина для внутрироссийского рынка затянулся, и пока можно сделать только один вывод: так или иначе граждане и бизнес будут вынуждены платить за топливо и, соответственно, за все перевозимое больше, чем сейчас, что спровоцирует новую волну социального протеста, считает эксперт.

Полная версия