Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Ватикан и РПЦ могут создать комиссию по проблемам унии на Украине

Русская православная и Римско-католическая церкви могут создать совместную комиссию для решения проблем, связанных с унией на Украине (Украинской греко-католической церковью – УГКЦ).

«Есть идея создать такую комиссию – католическая сторона предлагала нам ее создать… Думаю, что мы, конечно, можем обсуждать эти предложения. Мы не против создания комиссии», – сообщил в интервью РИА «Новости» главный организатор встречи патриарха и папы с православной стороны – председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он отметил, что РКЦ стоит также уладить отношения с УКГЦ, которая выступила с резкими заявлениями по поводу встречи папы Франциска и патриарха Кирилла. Лидер УГКЦ архиепископ Святослав заявил, в частности, что совместную декларацию папы и патриарха составила «слабая команда», что в ней «половинчатость правды», что из-за нее многие на Украине «чувствуют себя преданными Ватиканом».

«Когда глава Украинской греко-католической церкви делает такие, я бы сказал, непристойные заявления, причем в адрес не нас, а своего папы, здесь возникают вопросы: как будет работать эта комиссия, какой будет ее механизм, и самое главное – каких можно от нее ожидать результатов?» – сказал митрополит.

В 90-х не удалось

Иларион напомнил, что уже был опыт работы в комиссии над проблемой деятельности униатов на Украине. «В начале 1990-х годов, когда греко-католики начали свои бесчинства на Западной Украине, когда они начали вилами выгонять православных из храмов и захватывать эти храмы, – была создана такая четырехсторонняя комиссия с участием Русской православной церкви, Украинской православной церкви Московского патриархата, Украинской греко-католической церкви и Святого Престола», – рассказал митрополит.

Он пояснил, что комиссия начала обсуждать конкретные случаи, когда две общины претендуют на один и тот же храм. Был выработан механизм: где большинство – православные, храм остается у них, а для греко-католиков строят новый храм; соответственно, где большинство – греко-католики – наоборот. Воплощению в жизнь этого логичного механизма помешало то, что греко-католики в одностороннем порядке вышли из этой комиссии.

«Они предпочли все захватить силой, потому что опирались на светскую власть. Комиссия еще некоторое время продолжала работу без них, но без них это, конечно, не имело большого смыла», – констатировал представитель РПЦ.

В РПЦ регулярно обращают внимание на действия УГКЦ, представители которой распространяют свою миссию на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддерживают так называемый Киевский патриархат, непризнанный мировым православием, и выступают с «антироссийскими и русофобскими лозунгами».

Иларион отметил, что папа Франциск и патриарх Кирилл пошли по пути, противоположному тому, которым ведут униаты.

«Мост, который с обеих сторон заминирован»

«Думаю, тот путь, которым сейчас пошли папа и патриарх, прямо противоположен тому пути, которым ведут униаты. Уния была задумана как средство обращения православных в католичество обманным путем. Обман заключался в том, что им оставляли право пользоваться своим обрядом, но при этом они должны были принять католические догматы. Многие делали это, совершенное не сознавая, что они тем самым уходят из Православной церкви и переходят в Католическую», – сказал Иларион.

«Между Русской православной и Римско-католической церквами сейчас происходит сближение, не имеющее догматического, богословского или литургического измерения. Оно основано на сознании того, что мы не можем больше воспринимать друг друга как соперники и должны быть союзниками и братьями. На этом фоне заявления, звучащие из уст главы УГКЦ, вновь отбрасывают нас в ту ситуацию, когда православные и католики были не союзниками, а соперниками», – отметил представитель Московского патриархата.

Он отметил, что греко-католики иногда называют себя «мостом» между двумя традициями – восточной и западной и образно назвал унию на Украине «мостом, который с обеих сторон заминирован». «Как-то получается, что это – мост, который с обеих сторон заминирован. Они не могут найти общий язык ни с православными, ни со своим собственным церковным руководством», – заключил Иларион.

Полная версия