Москва
21 сентября ‘20
Понедельник

Названы причины краха AirUnion

Счетная палата выяснила причины возникновения массовых задержек рейсов авиаальянса AirUnion и последовавшего за этим банкротства. По мнению аудиторов, к краху привел не только рост цен на топливо, но и ввод в заблуждение банков с целью получения новых займов, а также кредитование сторонних структур.

Счетная палата 13 февраля закончила проверку альянса AirUnion и трех крупнейших его авиакомпаний -- «Красэйр», «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ) и «Самары» -- за 2007 год и первые девять месяцев 2008 года. Аудиторы выясняли причины, по которым альянс допустил в августе--сентябре прошлого года массовые задержки авиарейсов, а потом обанкротился.

В отчете ведомства, имеющемся в распоряжении «Ведомостей», говорится, что причиной краха альянса стало резкое ухудшение финансового положения компаний, «вызванное как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом».

Как выяснили аудиторы, в 2008 году рост расходов компаний альянса превышал рост доходов «в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо», аренду и лизинг самолетов. Так, расходы на топливо в структуре затрат трех авиакомпаний составляли в 2007-2008 годах до 45%.

За год и девять месяцев совокупная задолженность авиакомпании выросла почти в два раза --до 32,2 млрд руб. Но убытки и высокие долги не помешали ДАЛ осенью 2006 года стать поручителем по кредиту Альфа-банка кипрской компании Omosa Trading Ltd. А с февраля 2007 года по октябрь 2008 года авиакомпания перечислила рублевый эквивалент $21,4 млн, при том что объем обязательств составлял лишь $15 млн.

Кроме того, авиакомпании альянса и AirUnion  постоянно перечисляли друг другу средства. Как полагает Счетная палата, транзакции создавали для банков «видимость оборотов на расчетных счетах» и давали «возможность авиакомпаниям получать новые кредиты».

При этом AirUnion не стеснялся ссужать средства не связанным с авиакомпаниями организациям. Так, нескольким ООО («Ритм», «Русское дело», «Бизнес-Л» и др.) альянс предоставил кредиты на общую сумму 142 млн руб. под 11-13,5% годовых.

Часть вины за крах авиакомпаний аудиторы возлагают и на Росимущество с Росавиацией. В отчете указано, что госпредставители в советах директоров не обеспечивали должного контроля за действиями менеджмента.

Отчет Счетной палаты направлен в Следственный комитет при прокуратуре и в ФСБ, и по его результатам могут быть возбуждены уголовные дела.

Банкротство AirUnion

Задержки сотен рейсов альянса AirUnion начались в конце августа. Вылеты самолетов «Красэйр», «Домодедовских авиалиний», «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса» (авиакомпаний, входивших в альянс) в массовом порядке задерживались в разных городах из-за долгов. Тысячам пассажиров по несколько суток приходилось проводить в аэропортах. На проблему высоких цен на авиакеросин обратил внимание и президент России Дмитрий Медведев, назвав ситуацию безобразной и потребовав проведения проверки.

В начале сентября было объявлено о планах создания на базе активов альянса AiRUnion, а также ГТК «Россия», компаний «Атлант-Союз», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток-авиа» нового авиаперевозчика -- «Авиалинии России».

А в декабре Минтранс заявил о намерении обеспечить стабильность на авиарынке и усилить государственный контроль за финансовой деятельностью авиаперевозчиков. В частности, от авиакомпаний намерены потребовать предоставить финансовое обеспечение, которое позволит в случае отсутствия доходов от перевозок осуществлять деятельность в течение трех месяцев.

 

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия