Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Сколково» и «Роснано» сориентируют школьников на технологическую модернизацию

На этой неделе президент Дмитрий Медведев на встрече с сотрудниками центров занятости и профориентации заявил, что «вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов». Вместо этого, по мнению президента, надо выпускать больше инженеров. Осталось понять – кто и как быстро будет реализовывать эту идею президента.

«Нам катастрофически не хватает инженеров, специалистов в области точных наук. И, к сожалению, престиж этих профессий за определенные годы очень сильно поблек», - заявил Дмитрий Медведев. При этом он объяснил, что государство должно задавать приоритеты в подготовке необходимых специалистов. «Вот как в 50-е годы был кинут клич: «Нам нужны инженеры». И мы получили большое количество талантливых людей, которые, собственно, создавали наш научный потенциал, развивали нашу промышленность. Нам нужно делать что-то подобное сейчас», - заметил президент.

Медведев не первый раз говорит о необходимости поднятия престижа инженерного и технического образования. Понятно, что от наличия хорошо подготовленных кадров напрямую зависит успех объявленной модернизации экономики с упором на внедрение инноваций и отечественных высоких технологий. Так, 11 февраля 2010 года на совещании в Томском университете он говорил о важности подготовки университетами кадров для инновационной экономики, «и в первую очередь инженерных специальностей». А 19 января прошлого года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент уточнил свою позицию: «Необходимо создать систему поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать «умную» экономику, экономику, основанную на знаниях. Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе и, соответственно, в университетский период, и постуниверситетский период».

Однако, как показывает статистика, несмотря на ряд принятых мер, в том числе введение президентских грантов и стипендий молодым ученым, молодежь пока не спешит массово, как это было в 50-е годы, подаваться на инженерные и естественнонаучные специальности. Осенью 2010 года Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) провел социологический опрос, чтобы выяснить какие специальности выбирает молодежь. Опрос 585 респондентов показал, что инженерные специальности привлекают 7%, а учеными хочет стать всего 1%. Наиболее востребованы специальности, связанные с управлением и коммерческой деятельностью. При этом примерно более двух третей опрошенных, уже имеющих профессию, в том числе и инженеры, оказались ею не удовлетворены. Правда, порадовала мужская половина респондентов. 13% молодых мужчин оказались готовы выбрать инженерную профессию.

Судя по выступлениям президента, в стране в ближайшее время может начаться активная пропаганда привлекательности инженерных специальностей. 8 февраля на встрече с молодыми учеными, которым президент вручал премии, уже не в первый раз поднимался вопрос о создании специального канала, популяризирующего науку, изобретения и инновационные достижения. Собственно один из лауреатов и получил премию за серию популяризаторских остроумных видеороликов.

Правда, кроме призывов и популяризации, нужна постоянная работа с «призывниками» в инженеры и инноваторы в системе образования. Эксперты отмечают, что власти в дальнейшем рассчитывают на поддержку в переориентации интересов школьников от создаваемого сейчас инновационного центра в «Сколково». Инноград призван продемонстрировать каких успехов могут добиться те, кто стал инженером-инноватором.

Школьная лига РоснаноВ проекте «Школьная лига Роснано» участвуют различные школы – от лицеев и школы Академгородка, до сельской школы-интерната.
Другим проектом по выращиванию кадров для технологической модернизации страны занимается госкорпорация «Роснано». В прошлом году она запустила образовательный проект «Школьная лига Роснано», в рамках которого аккумулирует усилия школ, которые углубленно, с использованием современных технологий и творчески подходят к изучению детьми естественнонаучных предметов. Фактически, речь идет о поддержке «точек роста», которые пока обмениваются между собой методиками и технологиями приобщения школьников к технологическому миру, а затем будут готовы поделиться своими наработками и с другими школами. Причина для выбора такого проекта ясна: для работы в сфере высоких технологий, куда входит и область нанотехнологий, нужно будет поколение специалистов, которые уже в школе поняли, что эта сфера и интересна, и перспективна, что инженерная специальность открывает им многие пути. В «Роснано» решили, что никто лучше самих учителей с этой задачей не справится, поэтому «Школьную лигу» развивают сами педагоги-естественники. На первом этапе к этому проекту подключились 20 школ из разных регионов России.
СколковоИнновационный центр «Сколково» призван сконцентрировать усилия ведущих ученых, изобретателей и бизнесменов на приоритетных для России научно-технических направлениях.
«Наша задача сделать так, чтобы детям было интересно изучать физику, химию, биологию, математику. Для этого они должны делать живые проекты, экспериментировать, моделировать, исследовать. Даже если потом в своей жизни они не будут заниматься естественнонаучными и техническими проблемами, то они будут просто хорошо образованы. А для детей со склонностями к естественным наукам мы предлагаем спецкурс по нанотехнологиям. Надеемся, что он даст им дополнительный толчок к выбору именно этого пути», - поясняет главный эксперт департамента образовательных программ «Роснано» Андрей Мельников.

Россия, похоже, не одинока в желании переориентировать школьников на определенные специальности. Так, в сентябре прошлого года в эфире телеканала NBC президент США Барак Обама предложил провести ряд мер по улучшению за два года образования американских школьников с основным упором на математику и естественные науки.

Полная версия