Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Москва выбирает прошлогодний реагент

По прогнозам синоптиков, зима в столицу придет в третьей декаде ноября. Несмотря на прогнозы, первые заморозки, как и первый снег, всегда неожиданны. Тем не менее дорожные службы города уже отрапортовали, что техника готова к эксплуатации и антигололедные реагенты имеются на складах в нужном количестве.

Сегодня на рынке антигололедных реагентов большой выбор. Предприятия готовы предложить различную продукцию в зависимости от потребностей и диапазона применения. Но далеко не все, пусть даже высокоэффективные, реагенты безопасны с точки зрения экологии и воздействия на окружающую среду.

Право поставки противогололедных материалов для Государственного заказчика -- Департамента жилищного хозяйства и благоустройства (ДЖКХиБ) г. Москвы -- в зимний период 2008--2009 годов определялось по результатам тендера. Победителем стало предприятие ЗАО «НПО «Реагенты», которое собирается поставлять хлористый кальций модифицированный (ХКМ, химическая формула CaCl2). По словам генерального директора ЗАО «НПО «Реагенты» Евгения Болдина, ХКМ «является безопасным с экологической точки зрения. Вместе с тем данный продукт отвечает всем необходимым техническим характеристикам, предъявляемым к противогололедным реагентам. Он предназначен для обработки дорог, улиц и тротуаров в зимнее время с целью недопущения образования поверхностного слоя льда и облегчения уборки дорожных покрытий и пешеходных зон».

В 2001--2002 годах столичные власти проводили комплексную оценку воздействия различных реагентов, и в результате ХКМ был выбран в качестве основного антигололедного средства. В НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина сделали заключение, что «данный реагент отрицательного воздействия на флору и фауну города не оказывает и не подвергает машины коррозии». С тех пор ХКМ используется на московских улицах каждую зиму. По данным Госсанэпидслужбы Москвы, при использовании ХКМ деревья страдают меньше, чем при использовании технической соли.

Тем не менее реагент трудно назвать идеальным антигололедным средством. По словам специалистов ЖКХ, «после разбрызгивания жидкого ХКМ при минусовой температуре на асфальте образуется скользкая пленка. В результате увеличивается тормозной путь». Необходимо заметить, что реагент может быть безопасным только в определенной концентрации, которую не всегда удается выдерживать в соответствии с ГОСТом. Это значит, что использование реагентов нельзя назвать абсолютно безопасным. Именно поэтому прошлой зимой было решено не использовать их во дворах -- вместо ХКМ применяли песок и мелкий щебень. Однако и в этом случае пришлось столкнуться с проблемой: песок и щебень сильно засоряют сточные каналы и канализацию.

Неоднозначного мнения о дорожной химии и профессора химического факультета МГУ. «Мне как автолюбителю ХКМ не нравится», -- говорит Валерий Куличихин, профессор кафедры коллоидной химии. «Я считаю, это не самое худшее решение. В любом случае лучше, чем техническая соль. К тому же достойной альтернативы пока нет», -- считает профессор Александр Перцев.

«Это очень концентрированный раствор хлорида кальция. Обувь или резина автомобиля пропитываются этим раствором, а после высыхания растрескиваются. Кроме того, являясь сильным электролитом, он вызывает коррозию, провоцирует короткие замыкания. Как альтернативу можно рассматривать, например, ацетат аммония. Его плюс в том, что он лучше вымывается. Но он безумно дорог. В центре пробовали применять мочевину, правда, она в больших количествах может навредить почве, но это хотя бы не соль, да и разлагается быстро. Но опять же -- цена! А ХКМ, вообще-то, отход от производства соды. От него надо избавляться – закапывать, например. И, конечно, самое простое -- пристроить его к делу, да еще и продать», -- рассуждает кандидат наук МГУ, пожелавший остаться неизвестным.

Борьба со снегом и льдом на дорогах ведется еще с петровских времен. В первой половине XIX века дороги посыпали песком, золой, гранитной или мраморной крошкой. Применяли и поваренную соль, а в 70-х годах прошлого века предпочтение стали отдавать технической. С середины 90-х техническую соль используют только в противогололедной смеси, где она составляет лишь 8%, а остальные 92% -- песок. Такую смесь до сих пор применяют во многих городах России.

От использования технической соли полностью отказались только в Москве. По распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова, начиная с октября 2001 года на территории столицы прекращено ее применение. На смену пришли более технологичные реагенты. Однако время эффективных, экологически чистых и абсолютно безвредных реагентов еще не пришло. И автолюбителям предстоит самим решать: отказаться от эксплуатации машин зимой или принять ситуацию такой, как она есть.

Полная версия