Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

На смену автомобилям придут запчасти

Прошедший год оставит неоднозначные воспоминания и автолюбителям, и автопроизводителям. Небывалый рост автомобильного парка в первой половине и разочарование во второй. В конечном итоге в уходящем году 2,78 млн россиян приобрели автомобили, а продавцы заработали порядка $60 млн.

Рост и кризис

Минувший год для участников российского автомобильного рынка, несмотря на финансовые катаклизмы, оказался вполне благоприятным. Конечно, автокомпании рассчитывали на более высокие прибыли, но свои ожидания им пришлось скорректировать. Тем не менее, по оценкам экспертов, количество проданных в России автомобилей составило 2,78 млн машин, что на 360 тыс. единиц больше, чем в 2007 году. Соответственно, рост рынка составил около 15%. Таким образом, Россия, в основном за счет продаж в первой половине года, заняла второе место на континенте по количеству проданных автомобилей. Российские автолюбители оставили позади и англичан, и французов, и итальянцев. Первыми же стали немцы. В Германии за прошедший год продано свыше 3 млн машин.

Прибыль российских автодилеров аналитики оценивают в $60 млн. Новый год обещает быть куда менее благоприятным для автомобильной отрасли. Эксперты прогнозируют падение рынка на 30-40%, а наиболее пессимистичные прогнозы говорят о 60-процентном проседании.

«Уже сейчас понятно, что падение спроса на автомобильном рынке неизбежно. И на это есть все причины. Цены на автомобили растут, а покупательская способность падает. Кредиты либо недоступны, либо проценты по ним слишком велики. Не думаю, что в следующем году будет продано больше 2 млн машин», -- поделился своим мнением Евгений Макеев, инвестиционный аналитик ИК «Финансовый брокер».

Положительная составляющая

Несколько более оптимистично выглядит положение дел на рынке автокомпонентов. По мнению аналитиков, ни финансовый кризис, ни пессимистичные для автопрома прогнозы рынку запчастей не страшны. В 2008 году производители комплектующих для автомобилей, по оценкам экспертов, выручили более $46 млрд, и наступивший год не обещает серьезных движений вниз. Одной из причин является повышение пошлин на ввозимые иномарки. Специалисты считают, что многие иностранные автопроизводители в таких условиях пойдут на увеличение объемов промышленной сборки в нашей стране, что будет способствовать обеспечению заказами российских поставщиков и привлечет зарубежных производителей автокомпонентов в Россию. Очевидно, что в этом случае первичный рынок комплектующих материалов может даже подрасти. В 2008 году, по различным оценкам, он составил $11--12,5 млрд. Основная же доля приходится на вторичный рынок запчастей, а это $30--35 млрд.

По сравнению с 2007 годом оборот денежных средств в целом на всем рынке увеличился более чем на 40%. Объяснение тому -- рост числа автомобилей и увеличение их средней стоимости. В прошлом году россияне отдавали предпочтение дорогим иномаркам, а стоимость обслуживания и запчастей для таких машин значительно выше.

«Какой бы надежной машина ни была, обслуживать ее необходимо. К тому же, сломаться может даже самая престижная иномарка, ведь это прежде всего машина, а запчасти на иномарки стоят недешево», -- рассказал Алексей Карпов, менеджер центра технического обслуживания автомобилей.

С каждым годом увеличивается доля деталей российского производства, устанавливаемых на иностранные автомобили. Речь идет об иномарках, которые собирают в РФ. Так, немногим менее половины деталей Renault Logan производят в России. Популярная иномарка Ford Focus на треть состоит из российских запчастей. Меньше всего компонентов местного производства в машинах таких марок, как Volkswagen, Toyota, SsanYoung, FIAT. Впрочем, и японские и немецкие производители уже планируют запустить производства комплектующих на территории своих российских заводов.

Многие эксперты сходятся во мнении, что потенциал у российского рынка автокомпонентов большой. По разным прогнозам он может составить $50--55 млрд. к 2010--2012 году. Однако падение автомобильного рынка неизбежно повлечет сокращение заказов и на первичном рынке автокомпонентов. Поэтому говорить о будущем отрасли автокомплектующих можно только в контексте ситуации, в которой оказываются автопроизводители.

Полная версия