Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Двойные звезды могут породить черную зелень

Среди обнаруженных за пределами Солнечной системы планет лишь малая часть теоретически могла стать пристанищем жизни. Однако ученые уже гадают, какой может быть жизнь на планетах с двумя светилами.

Два Солнца, встающие на небосводе – излюбленный пейзаж для создателей фантастических фильмов. Однако такое зрелище, по-видимому, действительно можно наблюдать на многих планетах, обнаруженных вне Солнечной системы. Планеты, обращающиеся вокруг двойных звезд, уже найдены, и астрономы гадают, чем такие системы могут отличаться от других. На открывшейся в британском городе Лландидно встрече Королевского астрономического общества докладчик Джек О’Мейли-Джеймс рассказал, как могли бы выглядеть растения, обитающие на поверхности таких планет. По его словам, благодаря особенностям спектра звезд на таких планетах растения были бы не зелеными, а черными или серыми.

Фотосинтез – механизм преобразования солнечного света в энергию химических связей – основа существования растений на Земле. Если на планете источников света два, то растения могут приспосабливаться к использованию спектра обоих или одного из источников. Второй вариант наиболее предпочтителен для планет, отдельные области которых освещаются преимущественно одной из двух звезд.

«Температура звезды определяет ее цвет, а значит – и область спектра, используемую для фотосинтеза. В зависимости от цвета звездного излучения растения должны эволюционировать по-разному», -- пояснил ученый. О’Мейли-Джеймс с коллегами оценили возможность зарождения жизни на основе фотосинтеза на планетах, обращающихся вокруг пар с солнцеподобными звездами и красными карликами. У звезд, похожих на Солнце (желтые карлики), в настоящее время найдено большое количество экзопланет. Что касается красных карликов, то это наиболее распространенный тип звезд нашей галактики. Более 25% желтых и 50% красных карликов входят в состав двойных систем.

«Наши вычисления показали, что на планетах в многозвездных системах могут появиться экзотические формы растений, которые не встречаются на Земле. Растения под тусклыми красными карликами, к примеру, могут оказаться черными, поглощающими свет во всем диапазоне длин волн. Для поддержания фотосинтеза они способны использовать инфракрасное и ультрафиолетовое излучение», -- добавил ученый.