Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

General Motors не отдает России Opel

Немецкие профсоюзы стягивают автобусы к заводам Opel и готовятся к массовым акциям протеста. Американская General Motors сорвала сделку, которую поддерживало российское правительство: Сбербанк и канадская Magna не смогли купить германский автомобилестроительный концерн Opel. Единственный шанс вернуться к переговорам -- массовые акции протеста рабочих.

Телеканал Sky News сообщил, что General Motors принял решение не продавать британский завод Vauxhall, ранее выставленный на продажу вместе с германским концерном Opel. По информации The Evening Standard, совет директоров поддержал план сохранения в собственности GM европейских активов -- как Opel, так и Vauxhall.

Для того чтобы вывести европейское автопроизводство из кризиса, GM может закрыть три завода, сообщает Wall Street Journal со ссылкой на два источника, знакомых с планами компании. Заводы в немецком городе Бохуме и бельгийском Антверпене на грани закрытия и еще один завод в германском Эйзенахе «в группе риска», если покупатель не будет найден, передает Bloomberg.

Сейчас GM готовится к масштабным кадровым перестановкам. Пока отправлен в отставку только финансовый директор GM Рэй Янг. А главный переговорщик по продаже Opel со стороны GM уже в Берлине. Он проинформирует профсоюз Opel и правительство Германии о решении оставить Opel в собственности американской корпорации. Финальное решение было принято на совете директоров под председательством Эда Уитэйкра, цитирует Reuters знакомых с переговорным процессом источников. Официальное объявление о новой схеме реанимации Opel запланировано на 14.30 по московскому времени.

Цена спасения Opel

В понедельник в Детройте консалтинговая компания KPMG представила совету директоров GM отчет, согласно которому менеджмент автопроизводителя использовал «чрезмерно оптимистичные» предположения, когда ранее оценивал расходы на вывод Opel из кризиса. По подсчетам KPMG, понадобится до $6,1 млрд. В июне аудиторы оценили потребности GM для этих же целей в $4,65 млрд.

Представители General Motors и правительства Германии обсуждали возможную продажу контрольного пакета акций компании Adam Opel GmbH с конца июля. Встреча показала, что General Motors готов подписать соглашение с бельгийской инвестиционной компанией RHJ, а немецкое правительство отдает предпочтение предложению канадской Magna в консорциуме с российским Сбербанком. На Opel претендовала и китайская корпорация Beijing Automotive Import & Export Corporation (BAIEC), но ее предложение не вызвало интереса ни у одной из сторон.

По условиям предложения Сбербанка и Magna, обе компании планировали в равных долях контролировать 55% акций компании Opel, General Motors – 35%, а ранее принадлежавшие самой Opel 10% перейдут к сотрудникам немецкого автопроизводителя в рамках нового трудового соглашения. В случае получения контрольного пакета Opel консорциум планировал расширить производство автомобилей, прогнозируя высокие темпы роста, особенно в России. Под проект могли быть использованы мощности подконтрольной предпринимателю Олегу Дерипаске Группы ГАЗ.

На самом ГАЗе Infox.ru заявляли, что завод готов выпускать более 90 тыс. автомобилей Opel в год. «Мы индустриальный партнер Сбербанка, и мы, как и все, ждем любых решений о покупке Opel, но не мы принимаем эти решения, -- говорил начальник пресс-службы Группы ГАЗ Олег Гамов. -- Группа ГАЗ готова выпускать на своих мощностях любые современные автомобили, и любой дополнительной работе мы всегда рады. Мы надеемся, что у ГАЗа будет дополнительная работа».

Глава Magna Фрэнк Стронак заявил утром в среду, что ожидает решения GM по Opel не сегодня, а «в ближайшие две недели». Он также сказал, что Magna по-прежнему заинтересована в Opel и не будет пытаться приобрести других автопроизводителей. Немецкое правительство заявляло ранее, что ожидает от GM возвращения 1,5 млрд евро госзайма, если GM откажется от продажи своего немецкого концерна.

Бельгийский инвестфонд RHJ International в случае покупки собирался сократить производство, чтобы вернуть Opel рентабельность, с возможностью обратной продажи компании американскому концерну General Motors.

В начале августа RHJ снизил сумму кредита, запрашиваемого у правительства Германии в качестве обеспечительной меры по сделке, до €3 млрд (Magna просила €4,5 млрд).

Хоть кому-нибудь

21 августа канцлер Германии Ангела Меркель открыто поддержала предложение консорциума канадской Magna и российского Сбербанка по покупке автопроизводителя Opel у корпорации General Motors и оценила шансы RHJ как «крайне небольшие». 23 августа глава немецкого правительства заявила, что истинная причина промедления с выбором покупателя в том, что GM не желает быть миноритарием.

Рабочие Opel требуют продажи компании хоть кому-нибудь. 24 августа профсоюзный лидер GM Europe Клаус Франц заявил, что терпение рабочих кончилось, и пообещал принять «впечатляющие» меры, если до конца текущей недели GM не определится с покупателем.

Старший аналитик УК «Пиоглобал Эссет Менеджмент» Игорь Краевский допускает, что в случае невысокой активности профсоюзов GM может переждать кризис и оставить Opel за собой. «Учитывая всплеск продаж на авторынке Европы и то, что реструктуризация GM закончилась, сама GM может переждать кризис, но профсоюзы настаивают на том, чтобы произошла смена собственника. Все зависит от того, какие действия они будут предпринимать», -- говорит он.

Аналитик ИК «Велес-Капитал» Марина Иркли уверена, что GM все-таки придется принять решение о продаже Opel. Но эксперт полагает, что GM «не захочет делиться технологиями с Россией».

По словам юриста судебной практики международной юридической фирмы Magisters Марии Долотовой, «с учетом того, что Opel -- немецкий автоконцерн, а GM – американская компания, финансовые проблемы Opel и вероятность его банкротства будут оцениваться в соответствии с немецким законодательством». «Мы не можем говорить о наличии предварительного договора, который обязывал бы GM реализовать автоконцерн, а это значит, что легальных способов заставить GM продать компанию не существует, -- комментирует юрист. -- Поэтому ничто, кроме недостатка финансов, не может помешать GM отказаться от продажи актива».

Эксперт предполагает, что единственный возможный рычаг давления на GM в такой ситуации – финансовый, «например, требование профсоюзов о повышении заработной платы».

 

Полная версия