Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Сотовые операторы переходят на доллары

Сотовые операторы начинают считать в долларах. «Мегафон» из-за девальвации повышает цены на услуги международного роуминга примерно на 25%. МТС готовится к переходу на долларовые тарифы.

С 10 февраля оператор сотовой связи «Мегафон» повышает цены на услуги международного роуминга примерно на 25%. По словам начальника отдела по связям со СМИ «Мегафона» Татьяны Зверевой, компания поднимает рублевые тарифы потому, что «договоры с зарубежными сотовыми компаниями заключены в иностранной валюте, а ее курс в связи с девальвацией рубля сильно вырос».

Роумингэто процедура предоставления абоненту
С середины июля, когда доллар стоил 23,13 рубля, рубль подешевел на 56,2%, до 36,13 рубля за доллар в среду. По словам Татьяны Зверевой, повышение тарифов полностью не компенсирует убытков компании от девальвации рубля.

МТС пока не планирует повышать тарифы на связь в роуминге, но не исключает возможности введения долларовых тарифов. «Но пока решения об этом в компании нет», – подчеркивает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. «Вымпелком» пока не рассматривает возможность перехода на доллары.

Российские операторы сотовой связи, опрошенные Infox.ru, не разглашают информацию о том, какую долю доходов составляют доходы от роуминга. Согласно оценке вице-президента-аналитика Moody's Eastern Europe Юлии Прибытковой, это менее 10%. Ирина Осадчая со ссылкой на исследование компании ComNews Research отмечает, что доходы от международного роуминга сотовых компаний России составили в 2008 году 7%.

Аналитик ИК «Атон» Ирина Скворцова считает правильным повышение «Мегафоном» цен на роуминг. «У этой компании и так мягкая ценовая политика, поэтому хорошо, что она повышает цены на роуминг, а не внутренние тарифы». По словам эксперта, если цены на заграничную связь остались бы на прежнем уровне, то доходы от роуминга у оператора могли бы оказаться ниже себестоимости.

Некоторые эксперты сомневаются в том, что кто-либо из операторов станет вводить долларовые тарифы. «Курс рубля уже более или менее стабилизировался, поэтому вводить долларовые тарифы сейчас уже бессмысленно, если, конечно, девальвация не продолжится», – говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Юлия Прибыткова добавляет, что введение долларовых тарифов «не разрешено государством, так как цены должны быть в рублях».

«Мегафон» введение долларовых тарифов в ближайшее время не планирует, сообщила Татьяна Зверева. Пиар-менеджер сотового оператора Tele2 Сергей Андрияшкин тоже заявил, что компания не планирует ни повышения тарифов, ни введения долларовых тарифов. «Сейчас это не обсуждается. Что может быть потом – пока трудно говорить», – сказал он. По его словам, у российского оператора небольшая долговая нагрузка, поэтому компанию девальвация сильно не затронула.

Ирина Скворцова полагает, что если высокая стоимость доллара продержится 1–2 месяца, то всем операторам придется пойти на повышение тарифов – поднять рублевые цены либо ввести долларовые тарифы или тарифы, номинированные в условных единицах. «Но пойти на это придется всем, и лучше для сотовых компаний сделать это единовременно, сообща, иначе может пострадать репутация того оператора, который решится на это первым», – говорит аналитик.

По словам Юлии Прибытковой, «непосредственно от девальвации в виде уменьшения операционной рентабельности пока никто не пострадал, больше убытков от падения спроса, цен и невозможности рефинансирования». «Наибольший риск у тех, кто имеет крупные заимствования в иностранной валюте и выплаты приходятся на ближайший год. Увеличение процентных платежей в рублях сказывается на конечной прибыльности, но пока для заемщиков некритично, хотя и неблагоприятно», – добавляет эксперт.

С тем, что у сотовых операторов падает спрос, соглашается и Максим Савватин. «Снижение доходов было, хотя в первом-втором кварталах текущего года оно будет более значительным», – говорит эксперт. По его мнению, если в последнем квартале прошлого года снижение доходов было связано в основном с девальвацией, то в настоящее время происходит и снижение потребительской активности.

Ирина Осадчая подтверждает, что «задача всех российских операторов сейчас – стимулировать спрос на внутреннем рынке, поэтому все операторы стараются снижать тарифы, проводить различные акции и открывать бонусные программы».

 

Полная версия