Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Сбербанк опроверг рост экономики

Восстановление российской экономики в октябре сменилось спадом: произошло сокращение промышленного производства, инвестиций, строительства, грузооборота, реальной зарплаты, а в ближайшие месяцы может резко ухудшиться ситуация на рынке труда, говорится в материалах Центра макроэкономических исследований Сбербанка. Росстат докладывает о продолжении экономического роста.

Официальные данные Росстата об экономическом росте в России в октябре приукрашивают действительность, потому что не учитывают сезонного фактора. Например, если Росстат заявил об увеличении грузооборота в транспорте на 4%, реально (с учетом эффекта сезонности) грузооборот сократился на 1%. Если розничная торговля по официальной статистике выросла на 3,2%, то в действительности она снизилась на 0,8%, если, по данным Росстата, реальные доходы в октябре выросли на 6%, то на самом деле рост составил лишь 3%.

Начальник управления макроэкономического анализа и исследований UniCredit Bank Владимир Осаковский поясняет, что снятие сезонности у разных экономистов приводит к разным результатам. «Скажем, в январе в России происходит сезонный всплеск инфляции, в этот месяц она традиционно выше 2% за счет индексации тарифов на транспорт и увеличения бюджетных расходов в конце предшествующего года», -- говорит экономист. «А в августе-сентябре ежегодно падают цены на плодоовощную продукцию. Это тоже сезонный фактор, -- приводит он другой пример. -- Есть эконометрические методики, которые позволяют квантифицировать эффект сезонности и снимать его. Грубо говоря, для квантификации нужно взять отклонение от среднемесячного тренда за какое-то количество периодов. Результат снятия сезонности зависит от того, сколько периодов учитывается для учета эффекта сезонности. При разном количестве периодов и оценка сезонности будет различной».

По данным Росстата, в октябре зафиксирован небольшой рост промышленности -- 0,8% без исключения сезонности. Но, согласно расчетам ЦМИ Сбербанка, с исключением сезонности промпроизводство в октябре сократилось на 1,8%, тогда как в сентябре был отмечен рост этого показателя на 1%. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оценил октябрьский спад промышленности скромнее -- в 0,5%.

Хотя добыча и производство основных товаров сырьевого экспорта в октябре выросли, производство товаров первой необходимости и ряда товаров длительного пользования сократилось, а в производстве инвестиционных товаров наблюдался «глубокий спад», отмечают эксперты ЦМИ Сбербанка.

Инвестиции в основной капитал оказались в октябре текущего на 17,9% меньше, чем в октябре 2008 года, и на 4,3% меньше, чем в сентябре 2009, без учета сезонного фактора. С учетом его инвестиции сократились за месяц на 1,5%, подсчитали в центре (так же, как и месяцем ранее).

В октябре снизились и другие макроэкономические показатели. Строительство сократилось как в годовом исчислении (на 14,5%), так и за месяц (на 0,8%), хотя со снятой сезонностью сокращение оказалось меньшим -- на 0,6%. Хотя грузооборот транспорта увеличился за месяц на 4%, а оборот розничной торговли -- на 3,2%,с исключением сезонности эти показатели сократились соответственно на 1% и 0,8%.

Несмотря на то что реальные доходы населения за месяц выросли со снятой сезонностью на 3%, реальная заработная плата сократилась на 1%.

«После исключения сезонности в октябре было зафиксировано небольшое снижение занятости и незначительное снижение безработицы», -- говорится в обзоре ЦМИ.

Формально данные Росстата и опросы населения, проведенные ЦМИ совместно с «Левада-центром», говорят об улучшении ситуации на рынке труда. «Однако ситуация в основном удерживается административными мерами, и нельзя исключить сценария ее резкого ухудшения в ближайшие месяцы», -- предупреждают специалисты ЦМИ.

В этих административных мерах кроется и другая опасность. Согласно исследованию Института экономики переходного периода, активная борьба властей всех уровней с безработицей приводит к падению производительности труда (то есть объема выпускаемой продукции в пересчете на каждого сотрудника). В ноябре склонность предприятий к увеличению производительности труда опустилась до исторического минимума: только 16% промышленных предприятий планировало такое соотношение изменений выпуска и занятости, которое приведет к росту производительности. Предыдущий антирекорд (19%) был зарегистрирован в 1993 году.

В сельском хозяйстве отмечено снижение производства в октябре на 16,4% после традиционно высоких темпов в сентябре в связи со сбором урожая.

Несмотря на это, ЦМИ Сбербанка дает положительный прогноз на 2010 год. По прогнозу центра, реальный ВВП по итогам 2010 года вырастет на 3,8% (против падения на 8,7% в текущем году), промышленное производство -- на 4,1% (против спада на 11,4% в 2009 году), инвестиции в основной капитал -- на 4,8% (против снижения на 18,2%), оборот розничной торговли -- на 1,1% (против падения на 7%), а реальные денежные доходы -- на 1,1% (после спада на 2,1%).

Директор департамента стратегического анализа аудиторской группы ФБК Игорь Николаев делает из статистики последних месяцев более пессимистический прогноз. «Никакого экономического роста в 2010 году не будет, рассчитывать на «эффект базы» не стоит. Какие там 1,6% прироста ВВП (предусмотренные федеральным бюджетом на 2010 год. -- Infox.ru)? -- удивляется он. -- Увы, более реалистично ожидать до минус 4% по ВВП».

Профессор кафедры финансов и отраслевой экономики Российской академии государственной службы при президенте Елена Румянцева к официальной статистике относится скептично. «Доходы самых богатых в России превышают доходы самых бедных примерно в 60 раз. А по официальным оценкам правительства разрыв составляет лишь от 15 до 29 раз, -- возмущается экономист. -- Так что у нас даже в оценках нет единообразия. Они часто надуманы и приукрашены». По ее мнению, дно кризиса Россией еще не пройдено. «У нас произошло наслоение мирового финансового кризиса на общеэкономический системный кризис, -- говорит Елена Румянцева. -- Вообще в последние годы в нашей стране наблюдается тенденция учащения экономических кризисов, и мы, фактически не выходя из одного кризиса, попадаем в другой».

Полная версия