Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Никто из родителей не отказывался»

Общественный совет при Минобрнауки обсудил ход эксперимента по введению в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пригласили представителей регионов. Те уверенно отрапортовали об успехах. Реальная картина несколько отличается от той, что показывают в отчетах «передовики производства».

Второй учебный год школы 19 российских регионов в режиме эксперимента испытывают новый курс – основы религиозных культур и светской этики. Он стартовал в апреле прошлого года: четвероклассники последнюю – четвертую – четверть дважды в неделю изучали дополнительный предмет, выбранный ими из шести возможных вариантов курса. В наступившем учебном сезоне число участников эксперимента удваивается: пятиклассники, познакомившиеся с новым предметом в конце прошлого учебного года, в сентябре уже продолжили изучение, а нынешние четвероклассники в апреле начнут его только осваивать.

Вводился курс спешно, по распоряжению президента. Эксперты отзывались неоднозначно, высказывали множество опасений, но предмет, несмотря ни на что, появился в расписании школьников в установленные сроки. Теперь разные структуры, так или иначе задействованные в эксперименте, подводят первые итоги. Общественный совет при Минобрнауки дважды пытался это сделать, но цифры для предметного анализа запаздывали. Во вторник с третьей попытки разговор состоялся.

К этому времени члены совета располагали не только статистикой, но и результатами социологических опросов. Они показывают, что в целом дети и родители предмет приняли и проявили интерес к его дальнейшему изучению. Большинство семей не воспользовались правом изменить первоначальный выбор. Сменить модуль на втором этапе захотели единицы. На общем фоне выделилась только Тамбовская область: там передумало 23% учащихся (остальные субъекты показали цифры от 0 до 3,8%).

Самым популярным оказался наиболее нейтральный и «безопасный» с точки зрения идеологии курс светской этики (42,1%). 30,6% школьников остановили выбор на православии, 20% -- на основах мировых религиозных культур, исламский модуль захотело изучать чуть более 5% учащихся, буддийскую культуру -- 2%, а иудаизм – 0,1%.

На фоне этих общих раскладов проявились «аномальные» регионы. Если выбор половины калмыцких семей в пользу буддизма объясним национальной спецификой республики, то отклонение от средних показателей, например, в Костромской области не совсем понятно: там из 5450 школьников 4088 захотели изучать основы православной культуры (лидер общероссийского рейтинга светская этика набрала только 915 голосов). Странную картину продемонстрировала Пензенская область: две трети школьников остановили свой выбор на светском модуле, одна треть – на мировых религиях, остальные четыре варианта не выбрал никто: в их колонках нули. При этом представители всех субъектов федерации в один голос уверяют: на родителей никто не давил, все происходило исключительно по доброй воле.

«У нас выбор прошел безболезненно, никто из родителей не отказывался», -- доложила членам общественного совета приглашенная на заседание начальник департамента образования Вологодской области Елена Рябова. На вопрос члена общественного совета журналиста Алексея Венедиктова: «Как же им отказаться, если курс не факультативный, а обязательный, как, например, математика?», чиновница несколько растерялась: «Ну, родители есть родители, могли взбунтоваться...» На сомнения того же Венедиктова в способности обеспечить выбор каждого ученика и Рябова, и ее коллега из Красноярского края Вячеслав Башаев, также присутствовавший на заседании, заверили: никого не обидели, всем вне зависимости от численности предоставили и учителей, и аудитории.

Правозащитник Борис Альтшулер решил проверить свои старые опасения насчет того, что разделение одноклассников по религиозному признаку может не лучшим образом отразиться на нравственности детей. Чиновники заявили, что «никаких серьезных конфликтов или трудностей мы не зафиксировали». И вообще «всей необходимой литературой обеспечены», «все условия созданы», «ходом эксперимента довольны».

Такой тотальный позитив, конечно, порадовал членов совета, но и озадачил, причем не только общественников. Оптимизм региональных чиновников удивил, похоже, даже министра образования Андрея Фурсенко. Ему хорошо известно, что не идеальны ни на скорую руку написанные учебники, ни квалификация в спешке натренированных на новый предмет педагогов. В результате общественный совет принял рекомендации, основанные, скорее на собственной информации, чем на данных приглашенных участников.

В итоговом документе отметили, что набор учебников нуждается, как минимум, в доработке. Неплохо было бы продлить конкурс и предложить школе более качественные пособия, лучше соответствующие возрасту учеников. Поддержку получила идея академика Александра Чубарьяна разработать не совсем учебник, а книгу для чтения. Для ее написания он предложил привлечь «какого-нибудь крупного человека в стране, который мог бы рассуждать с детьми о том, что такое хорошо и что такое плохо, каким, скажем, был Корней Чуковский».

Члены совета единогласно сошлись во мнении, что расширять географию эксперимента нельзя. И если уж в этом году по поручению президента к 19 прошлогодним территориям добавляются еще 2 (Ярославская область и республика Марий Эл), то пусть хотя бы эта цифра в ближайшие полтора года (два года -- срок, отведенный на эксперимент) не растет. Апробационный период покажет, как дальше развиваться курсу: не исключено, что шесть разных модулей со временем трансформируются в один интеграционный курс (то, о чем эксперты говорили еще до введения предмета).

Если общественному совету на самом деле была нужна информация о реальных проблемах, непонятно почему на совещание пригласили представителей наиболее благополучных регионов, где, хоть «вопросов много», но «все хорошо». Infox.ru писал о том, как на самом деле набирали и готовили учителей, как «подсказывали» родителям верный выбор и что происходило с учебниками. В частности, педагоги Карачаево-Черкесии и Ставропольского края вполне откровенно рассказывали корреспонденту Infox.ru о состоянии дел в своих регионах и о тех проблемах, которые возникали у педагогов, пытающихся их поднять. Наверняка это не секрет и для общественного совета, тем более, что в его состав входят эксперты, публично и резко критиковавшие если не саму идею ведения этического курса в школе, то способы ее воплощения. Однако, на итоговом заседании по столь неоднозначной теме решили обойтись без лишних эмоций и страстей.

Полная версия