Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Черви похудели от жиросжигающей мутации

Несчастные мутанты червя C. elegans, которые не в состоянии прожить в спячке даже неделю, могут помочь толстякам. Ученые вычислили неизвестную ранее жиросжигающую мутацию у C. elegans и пытаются разработать на ее основе новое лекарство для похудения.

В тяжелые времена маленький круглый червь Caenorhabditis elegans впадает в состояние временного приостановления жизненных функций, которое биологи называют «спящая личинка», или просто «спячка». В это время метаболизм червя замедляется настолько, что это позволяет ему выживать без пищи долгое время. «Когда они впадают в спячку, их метаболизм радикально меняется, -- рассказывает доктор Ричард Рой (Richard Roy) из Биологического отдела Университета Макгилла (McGill University), который занимается проблемой клеточного деления. -- Черви сворачивают потребление энергии, перестают искать пищу, расти и размножаться».

Но в отличие о других организмов, которые тоже впадают в спячку, C. elegans поддерживает в этот период некоторую степень подвижности. Ему помогает жировой запас, который он хранит в специальных клетках. По словам ученых, с таким багажом червь может прожить шесть месяцев. Вместо двух недель, которые обычно проживают лишенные еды черви.

Правда, среди C. elegans биологи обнаружили мутантов. Они умирают максимум через неделю после того, как впадут в спячку. Ученые выяснили, что эти несчастные не могут остановить в своем организме процесс деления клеток. Но убивает их вовсе не это. Такие черви не могут правильно изменить метаболизм, поэтому шестимесячный запас липидов у мутантов во время спячки расходовался всего за несколько дней.

Вообще-то проблему у круглых червей ученые заметили почти случайно. Они занимались проблемой раковых опухолей и связанных с ними свойств клеток. Параллельно пришлось заняться и преждевременной смертью C. elegans. Исследователи обнаружили, что такое экстренное похудение обусловлено недостатком в ферменте, который блокирует деятельность триглицеридной липазы. Без регулирования липаза сжигает все жировые отложения червя и лишает его запасов энергии.

Триглицерид-липазафермент, синтезируемый организмом для расщепления нейтральных жиров (эфиров-триглицеридов).

Теперь авторы открытия готовятся к обширному дополнительному исследованию, которое они теперь просто обязаны сделать. В первую очередь, по словам доктора Роя, надо посмотреть ферменты, которые вовлечены в процесс накопления жира. Особенно у тучных людей, которые оказались в обратной ситуации относительно C. elegans. То есть у них либо нет такого жиросжигающего фермента, либо его что-то блокирует.

Надо сказать, что это далеко не первое исследование червяков, которое помогло людям. Совсем недавно удалось из клея, при помощи которого маленький червячок Phragmatopoma californica строит свои домики, сделать состав для склеивания раздробленных челвоеческих суставов и лицевых костей. Кроме того, множество опытов по продлению жизни также связаны с червями. Так что и на сей раз оптимистичные биологи надеются не только найти что-то общее между человеком и червем, но и разработать в отдаленном будущем препарат, который сможет выборочно уничтожить весь жир и тем самым сильно помочь людям.