Top.Mail.Ru
Москва
5 мая ‘24
Воскресенье
Навигация

«За холмами»: история о любви, дружбе и выборе на фоне монастырской жизни

В июне 2005 года в одном из румынских православных монастырей в ходе ритуала «изгнания дьявола» погибла молодая послушница. В 2012 году румынский режиссер Кристиан Мунджиу получил приз Каннского фестиваля за сценарий фильма «За холмами», основанного на этой истории, а две актрисы-дебютантки, сыгравшие роль подруг, стали обладательницами приза за лучшую женскую роль. В российский кинопрокат фильм выходит 25 октября.

Кристиан Мунджиу стал известен благодаря своей работе «4 месяца, 3 недели и 2 дня». Это фильм о дружбе, мучительном взрослении двух университетских подруг, одна из которых решает сделать криминальный аборт – в Румынии времен Чаушеску (это 1987 год) аборты запрещены. Но не она, а ее подруга берет на себя всю тяжесть принятия сложных и опасных решений. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» 60-го Каннского кинофестиваля в 2007 году, а по мнению критиков, именно этот фильм открыл для многих румынское кино.

В основе фильма «За холмами», на первый взгляд, также лежит острая социальная тема – религиозный фанатизм, но на самом деле, фильм получился не про мракобесие, а про любовь. Об этом говорит в одном из интервью и сам режиссер. «Вообще-то не очень корректно сравнивать эти две мои работы. Мне хотелось на самом деле рассказать совершенно другую историю. И этот фильм не о дружбе, как мой предыдущий фильм. Он о любви, и о том, что может означать отказ от любви, ведь это решение - выбор каждого человека. Я не хочу никого осуждать. Я рассматриваю вполне конкретную историю, это не обобщение, и не попытка описать румынское общество сквозь призму жизни в одном взятом сообществе. «За холмами» - рассказывает скорее о человеческих предрассудках, а не о вере и религии», - говорит Мунджиу.

Это фильм о двух девочках, выросших вместе в приюте, и когда-то бывших очень близкими. Потом Алину отдали в приемную семью, откуда она уехала в Германию. Найдя новую работу официантки на круизном лайнере для себя и своей подруги – Войкицы, Алина возвращается в Румынию, думая, что подруга с радостью воспримет это известие. Войкица уже несколько лет живет в монастыре, она считает, что нашла свое призвание и оплот в религиозном чувстве. Войкица встречает Алину довольно холодно, и той прежней близости и привязанности в отношениях девочек уже нет. Выслушав рассказ Алины о новой работе и о возможности начать новую жизнь, Войкица колеблется, ведь настоятель монастыря предупреждает ее, что Богу нельзя служить с «перерывами на отпуск». С Алиной случается нервный припадок, врачи ей помочь бессильны, и на помощь приходят сестры монастыря и лечат ее своими методами. Но все напрасно. И слова Войкицы о том, что «Бог посылает не то, что хочется, а лишь то, что необходимо», Алина не воспринимает.

Существует большой соблазн считать, что этот фильмт посвящен проблемам церкви и религии. На самом деле, он глубже, режиссер вообще старается избегать однозначных суждений и ярлыков, и фильм скорее о выборе каждого человека и о том, к чему этот выбор может привести каждого.

Полная версия