Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Центр политических технологий считает, что Росреестр не справляется со своими основными функциями

Центр политических технологий опубликовал доклад, посвященный деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). .

Доклад был подготовлен на основе анализа отраслевых документов, а также интервью с профессионалами в области ведения кадастра и учета объектов недвижимости.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил, что интерес политологов к деятельности Росреестра связан с тем, что «современная рыночная экономика нуждается в четких и понятных правилах, которые должны соблюдаться всеми их участниками. Но для этого необходимы сильные и компетентные государственные институты, одним из которых и призван быть Росреестр. Достоверная и исчерпывающая информация об объектах недвижимости необходима участникам рыночных отношений, иначе они не смогут принимать правильные решения и успешно отстаивать свои интересы - поэтому недостатки в работе этого органа наносят серьезный ущерб функционированию рыночной экономики. В связи с этим очевидна общественная значимость этой темы, существенно выходящей за сугубо технические рамки».

В исследовании отмечается, что без эффективной работы структуры, занимающейся вопросами государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, невозможно обеспечение прав собственности и справедливое налогообложение.

Возникает закономерный вопрос – насколько работа ныне действующей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии соответствует решению этих задач и основным принципам функционирования современного государственного учреждения. К сожалению, приходится признать, что далеко не во всем – в деятельности Росреестра существует немало проблем, не позволяющих этому органу соответствовать вызовам времени, говорится в докладе.

«О важности данной сферы говорит то, что федеральная власть принимала важные документы, определяющие стратегическое развитие данной сферы, - подчеркивается в документе, - это Федеральная Целевая Программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 – 2008 годы)», а также подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости (2006 – 2012 годы)». Подпрограмма предусматривала создание актуальной картографической основы кадастра, работы по инвентаризации сведений архивов БТИ и внесение сведений об объектах капитального строительства в кадастр, создание на федеральном уровне информационной системы ведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

«Актуальная картографическая основа для ведения кадастра в настоящее время отсутствует. Около 60% цифровых ортофотопланов масштабов 1:2000 и 1:10000 созданных на основе аэрофотосъемки в 2006-2010 годах к настоящему времени устарела и требует обновления», - утверждают авторы доклада. Приобретенные после 2010 года Росреестром снимки из космоса всей территории страны (более 12 млн. кв. км.) имеют точность примерно в 5 раз ниже соответствующей точности кадастровых работ. «Это не позволяет их использовать для создания цифровой картографической основы кадастра».

Эксперты также указывают, что по результатам оцифровки архивов БТИ «сведения ГКН по объектам капитального строительства сформированы не в полном объеме и, в большом количестве случаев, некорректно». Общее количество ошибок превышает 40%. В результате, из-за некачественной оцифровки - масса сорванных сделок, а впоследствии - некорректно рассчитанные налоги.

В рамках работ по передаче архивов сведений об объектах недвижимости из органов БТИ сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированные БТИ, не обрабатывались и не передавались в органы Росреестра. По данным налоговых органов, доля указанных объектов составляет в среднем для Российской Федерации 40 % (от объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество физических лиц). В 18 регионах России этот показатель составляет более 50 %, в отдельных субъектах Российской Федерации объем таких сведений очень значителен, так в Смоленской области - около 77%.

Кроме того, согласно данным авторов доклада, в ГКН отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства, «что не позволяет исчислять налог на имущество физических лиц, начиная с налогового периода 2013 года». Росреестр не наладил механизм информационного взаимодействия при ведении ГКН с органами местного самоуправления и не синхронизировал данные кадастра с Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество. В итоге это привело к ошибкам при установлении кадастровой стоимости. «До проведения работ по синхронизации сведений ГКН и ЕГРП введение налога на недвижимость также не представляется возможным», - резюмируют эксперты.

Напомним, на реализацию только одной подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости» в течение 2006–2012 годов было выделено 43,3 млрд из средств бюджета. Как пишут «Известия», в июне этого года, по результатам проверки выполнения Росреестром этой подпрограммы, Счетная палата совместно с ФСБ выявила финансовые нарушения на сумму 23,9 млрд рублей, в том числе нецелевое расходование средств в сумме 2,5 млрд рублей. В докладе аудиторов, по информации издания, указывается, что отчет о работах по многим контрактам отсутствует, а трудоемкие и дорогостоящие работы по внедрению программных средств на всей территории страны выполнялись исполнителями за 3–5 дней.

Полная версия