Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

«Архстояние- 2013»: современное искусство вписалось в природу

В деревне Никола-Ленивец Калужской области завершился восьмой фестиваль архитектурных объектов «Архстояние-2013». Тема нынешнего фестиваля: «Выход из леса». В этом году авторы решили не возводить новые объекты и вообще отойти от темы природного ландшафта. Их идея – освоить ландшафт в другой плоскости – с помощью звука, действия, движения вступить в диалог со зрителями. Посетителям продемонстрировали место современного человека в мире природы в стиле «контемпорари- арт».

Разнообразные тематические акции, перфомансы, показы фильмов, лекции, чтение стихов – все взаимодействовало с архитектурными объектами и инсталляциями прошлых лет.

По замыслу организаторов, ритм всему происходящему задавал объект «Две сферы» немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка: огромную гирю с 14-метровой высоты каждые 30 минут сбрасывают с помощью крана. Гиря падает в яму, и зрители чувствуют, как дрожит земля, и вокруг разлетается глина.

Переходя от объекта к объекту, посетители никогда точно не знают, что их ожидает. Например, в «Ротонде» Александра Бродского – знаковом объекте «Архстояния» - происходило индивидуальное чтение стихов. 12 поэтов читали собственные стихи одному единственному слушателю (слушатели записывались заранее). Автор проекта – Линор Горалик. У «Ротонды, правда, множество дверей, поэтому зрители могли подглядывать и подслушивать то, что происходит внутри.

Еще одна композиции о чтении - «Полевая читальня» - похожий на деревенский колодец круг с журналами на полках. В современном мире информация переработана, она легка в восприятии, поглощать ее можно не задумываясь, не прилагая особых усилий. Авторы «Полевой читальни» хотели показать, что чтение - не такое уж простое занятие, в этом можно убедиться, покрутив ручки деревянного круга.

В «Кунсткамере» плавно покачивались замаринованные пионы в банках. А на полках можно было увидеть много разных неожиданных вещей – ключи, мясорубки и, по словам авторов композиции – всю неразбериху нашего мира. Тут же рядом – саженец Ирины Кориной – трогательное создание из полотен с лампочками наверху.

«Вавилонский водопровод» художника под именем vtol, издающий постоянный гул, представляет собой переплетение множества пластиковых оранжевых труб. Каждый может что-то в эту трубу крикнуть и услышать, как его голос чудовищно видоизменяется.

На территории фестиваля совершенно неожиданно можно было встретить «людей в черном». Босиком, ведомые руководителем театра Poema Theаtre Валентином Цзином, они медленно выходили из леса и молча двигались по полю.

А вечером, подойдя к лесу, посетители могли услышать звуковой перфоманс: из спрятанных в траве динамиков вкрадчивый голос из леса рассказывал, «как хорошо в лесу» и призывал «всех в лес».

На фоне этих объектов современного искусства, которые, по сути, рассказывают о современной цивилизации, о хаосе и шуме, о современных людях, которые часто блуждают в поисках чего-то, занимаются бессмысленными, но общепринятыми вещами, выделяются старые постоянные объекты «Архстояния». Это «Границы империи» организатора и идейного вдохновителя фестиваля – Николая Полисского, его «Вселенский разум» и новый объект «Бобур» (он назван так Николаем Полисским в честь парижского района, где находится Центр искусства Жоржа Помпиду).

И эти объекты - уже совсем другой ритм. Здесь можно, глядя на фантастические постройки в цветущих полях над рекой Угрой, фантазировать, размышлять. Как говорит Николай Полисский, «главное, что это стоит, что это величественно и производит на зрителя впечатление, просто впечатление, глубокое, запоминающееся».

Полная версия