Москва
31 мая ‘20
Воскресенье

В борьбе с авиадебоширами суд поддержал позицию «Аэрофлота»

Подольский городской суд Московской области принял 10 сентября решение, которое может стать первым шагом к борьбе с пьяными дебошами на борту авиалайнеров.

Суд полностью удовлетворил исковые требования Аэрофлота в отношении Вячеслава Исмаилова – пассажира, по вине которого совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании. Решением суда с ответчика взыскана в пользу Аэрофлота сумма понесенных убытков в размере 493 731 руб., а также взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 8 137 руб.

Напомним, 2 февраля 2013 г. Вячеслав Исмаилов, предприниматель из Подольска, устроил пьяный дебош на борту авиалайнера Airbus A330-300, выполнявшего рейс SU 274 по маршруту Москва – Пхукет (Таиланд). Не ограничившись криками и нецензурной бранью, он набросился с кулаками на двух пассажиров, посмевших сделать замечание буйному хулигану. Не помогли ни увещевания экипажа и пассажиров, ни даже письменное предупреждение командира авиалайнера. Более того: Исмаилов начал угрожать расправой и экипажу.

В этих условиях, создающих угрозу для выполнения авиарейса, командир воздушного судна принял единственное верное решение: совершить вынужденную посадку в Ташкенте. Исмаилов был снят с борта и передан в руки местных властей. Однако понятно, что инцидент испортил полет другим пассажирам, нанес я им моральный ущерб. Тем же, кого избил пьяный буян, был нанесен вред здоровью. И, разумеется, это дорого обошлось компании, вынужденной совершить внеплановую посадку.

Однако, этот случай далеко не единичный. С начала 2013 года к административной ответственности за пьянство в самолетах и аэропортах в России привлечены более 3 тысяч пассажиров. Пьяные дебоши на борту принимают иногда характер эпидемии. Появилось даже понятие «пьяные рейсы» -- те, где вероятность столкнуться с нетрезвым пассажиром особенно велика. Как правило, это длинные авиаперелеты -- Бангкок, Гавана, Владивосток или короткие рейсы на курорты -- в Египет, Турцию, Сочи. В этих случаях те, кто не разделяет понятия «отдохнуть» и «напиться» может начать «отдыхать» еще в аэропорту отправления и затем серьезно осложнить полет и испортить начало отпуска другим пассажирам.

Деструктивные пассажиры – так называют эту категорию -- давняя головная боль авиакомпаний. Ведь они не только создают дискомфорт другим пассажирам, но и несут угрозу безопасности полета. Однако за рубежом их количество гораздо ниже. Почему? Потому что там законодательство наказывает «воздушных хулиганов» гораздо строже.

Так, в Италии за драку и даже словесное оскорбление на борту дебоширу грозит тюрьма до 6 месяцев и штраф в 300-500 евро. В Воздушном кодексе Италии есть ст.1095, по которой отказ пассажира выполнять любые требования по обеспечению безопасности полета и авиационной безопасности грозит тюремным заключением до 3 месяцев и штрафом 200 евро.

В Нидерландах нахождение в состоянии опьянения на борту – уголовное преступление, за которое полагается заключение на 12 дней и штраф в 300 евро. А за создание общественного беспорядка с применением насилия – заключение до 4 лет и штраф до 18 тысяч евро.

В Корее любые действия против авиационной безопасности предусматривают тюремное заключение до 5 лет. Во Франции акты насилия на борту воздушного судна предусматривают тюремное заключение от 3 до 10 лет.

В США нарушение пассажирами правил поведения на борту наказываются штрафом до 10 тысяч долларов, а уж нападение или вмешательство в работу экипажа – заключением до 20 лет. В Великобритании даже за курение на борту можно получить срок до 2 лет или штраф в 2 тысячи фунтов.

Российское законодательство на этом фоне относится к нарушителям спокойствия на борту довольно лояльно. Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает лишь общую норму за нарушение общественного порядка. Так, воздушный хулиган обычно отделывается мелким штрафом -- от 500 до 5000 руб. Максимальное наказание в КоАП за нарушение общественного порядка -- арест на срок до 15 суток. Удивительно ли, что пьяные дебоши на борту российских авиаперевозчиков так часты?

Более того, зарубежные авиакомпании имеют возможность отказать в перевозке пассажиру, внесенному в «черный список». В США с 2004 года государство ведет списки лиц, причастных к терроризму, и направляет данные списки в авиакомпании. Кроме этого, зарубежные авиакомпании ведут и свои собственные «черные списки», в которые включают пассажиров, чье поведение угрожает безопасности полетов. Так, руководствуясь ст. 44902 Свода законов США, авиаперевозчик вправе отказать пассажиру в перевозке, но только в случае если отказ будет обоснован. Был создан судебный прецедент – суд поддержал компанию American Airlines, которая отказала пассажиру в регистрации после того, как этот пассажир был снят с предыдущего рейса из-за предполагаемого подозрительного поведения.

Существует подобная практика и в Европе. Авиакомпания KLM оставляет за собой право по собственному усмотрению включить пассажира-нарушителя в «черный список» и отказать ему в перевозке. Основания для включения пассажиров в «черный список» должны отвечать только требованиям достоверности, объективности и быть направленными исключительно на повышение уровня безопасности полетов.

Свои «черные списки» ведут и российские авиакомпании. Например, на начало года такой список у Аэрофлота насчитывал свыше 1800 имен и с тех пор значительно пополнился. Однако он предназначен лишь «для служебного пользования» – в качестве предупреждения о потенциальной опасности. Согласно пп. 6 п.1 ст. 107 Воздушного кодекса РФ и пп. 6 п. 230 ФАП авиакомпания имеет право расторгнуть договор перевозки с нарушающим правила пассажиром, но не имеет права отказывать такому пассажиру в приобретении нового билета.

Приходится признать: жесткая позиция в отношении деструктивных пассажиров – реальное конкурентное преимущество в руках зарубежных перевозчиков, дополнительный довод, позволяющий говорить о тщательном соблюдении правил и норм авиационной безопасности. Очевидно, что требуются комплексные изменения в российской нормативно-правовой базе с конкретной целью: наказание для деструктивных авиапассажиров должно стать, во-первых, неотвратимым и, во-вторых, более строгим. Несомненно, что за особо серьезные нарушения правил нахождения на борту воздушного судна, прежде всего, насилие в отношении пассажиров и членов экипажа, должны применяться уголовные наказания вместо практикующихся ныне административных.

Аэрофлот последовательно выступает за такие меры в интересах всей российской авиатранспортной отрасли. Так, в случае с Исмаиловым, авиакомпания решила последовательно отстаивать права пассажиров на комфортный и безопасный перелет, интересы авиакомпании и отрасли в целом. Поэтому в мае Аэрофлот обратился в суд с требованием о взыскании с пассажира убытков, причиненных инцидентом.

Авиаперевозчик заявил, что удовлетворен решением суда по данному иску, но напомнил, что выступает за ужесточение наказания за «воздушное хулиганство». Стоит отметить, что его позицию разделяет и суд. Так, стоит напомнить о деле Сергея Кабалова, получившем всероссийскую известность в результате безобразной драки на борту рейса авиакомпании "Когалымавиа" в Хургаду (Египет). Некоторое время он скрывался от правосудия. Зато теперь ему приходится отвечать по уголовному делу о покушении на угон воздушного судна и умышленном причинении легкого вреда здоровью.

Хочется надеяться, что наметившееся ужесточение позиции правовых инстанций в отношении воздушных дебоширов, даст старт и законодательным изменениям в пользу воздушной безопасности.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия