Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

«Единая Россия» скорректировала критерии оценки эффективности вузов

Накануне в Минобрнауки завершился сбор данных для второго мониторинга эффективности российских вузов. Его результаты будут известны к середине ноября. Между тем, в «Единой России» уверены, что следующий мониторинг, назначенный на март будущего года, должен пройти уже по новым правилам, с учетом других критериев.

Во-первых, по мнению единороссов, мониторинг лучше проводить не в целом по вузу, а по укрупненным группам специальностей. «Предлагается проводить мониторинг не в целом по вузу, а по определенным направлениям», - пояснил во вторник глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин на совместном заседании политических платформ партии в Москве.

При проведении процедуры оценки эффективности единороссы предлагают разделять высшие учебные заведения на группы: национальные и федеральные, а также пять вузов, которые по Указу президента получают субсидии для продвижения в мировых рейтингах университетов.

Второе предложение предусматривает введение суммарной, недифференцированной оценки головного вуза и его филиалов, так как высшее учебное заведение должно заботиться о качестве образования и в своих филиалах.

Кроме того, партийцы выступают за то, чтобы неэффективными признавались вузы, в которых студентов по основному профилю меньше 75% от общего числа обучающихся.

В «Единой России» также считают целесообразным расширить перечень образовательных учреждений, имеющих особую специфику, и внести в этот список педагогические вузы. Для этой группы высших учебных заведений не следует применять критерий международной деятельности, поскольку здесь готовят специалистов, востребованных на территории РФ. Министерству образования и науки предлагается разработать программу развития педагогического образования в России.

Как отметил представитель Минобрнауки, для вузов со спецификой деятельности будут применяться дополнительные критерии, в том числе по вступительным экзаменам.

Пятый критерий, предлагаемый «Единой Россией», озвучила первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина. Она уточнила, что на сегодняшний день не учитывается участие работодателя в оценке эффективности высшего учебного заведения. Единороссы считают, что необходимо учитывать количество студентов, обучающихся за счет средств работодателей, количество студентов, проходящих практику на будущих рабочих местах, и количество выпускников, устроившихся на работу по специальности.

В заключение первый замруководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев высказал идею о том, что Минобрнауки «должно четко сформулировать, какие последствия наступают для образовательного учреждения, если они не соответствуют государственным критериям». А эти показатели должны обсуждаться совместно с экспертным сообществом открыто и публично.

Напомним, в октябре 2012 года по поручению президента Владимира Путина Минобрнауки провело первый мониторинг российских высших учебных заведений. Была разработана специальная процедура оценки эффективности вузов. Деятельность университетов оценивалась по нескольким основным показателям. Учитывался средний бал ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, доходы вуза, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента, а также количество иностранных студентов.

В общей сложности тогда был проведен мониторинг 502 государственных вузов и 930 филиалов, а также 70 негосударственных вузов и 97 филиалов. Неэффективными и нуждающимися в реорганизации было признано 29 университетов и 258 филиалов, нуждающимися в оптимизации – 71 вуз и 133 филиала.

В нынешнем мониторинге к указанным критериям добавился еще один – трудоустройство выпускников вузов. Кроме того, дополнительные критерии для оценки получили творческие, медицинские, спортивные, транспортные, военные и другие вузы с образовательной спецификой.

Полная версия