Top.Mail.Ru
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Пребиотики действуют как антидепрессанты

Ученые из Оксфордского университета провели исследование, которое показало, что пребиотики (вещества, способствующие размножению полезной микрофлоры кишечника) влияют на эмоциональное состояние человека - уменьшают тревогу и беспокойство и снижают уровень гормона стресса кортизола.

В организме человека обитает множество микроорганизмов – в основном это бактерии, но встречаются и археи, вирусы, грибки. Это целый особый мир, который назвали микробиотой. Удивительно, но количество клеток микробиоты человека на два порядка больше числа клеток всего организма.

Современные теории говорят о том, что микробиота влияет не только на метаболизм, но и на иммунитет, и на нервную активность человека. А наиболее смелые гипотезы утверждают, что от микробиоты зависит характер, поведение и даже религиозные и политические предпочтения.

В настоящее время из всех микроорганизмов человека лучше всего изучены бактерии. В основной своей массе они обитают в желудочно-кишечном тракте, но встречаются также и в полости рта, на слизистых оболочках тела, на коже.

В своем исследовании британские микробиологи решили выяснить, как на психологическое состояние человека влияет добавка в рацион питания пребиотиков, которые, как считается, улучшают количество полезной микрофлоры кишечника, в первую очередь, бифидобактерий и лактобацилл. Пребиотики содержатся в молочных продуктах, кукурузных хлопьях, крупах, хлебе, луке репчатом, цикории полевом, чесноке, фасоли, горохе, артишоке, аспарагусе, бананах.

Авторы пригласили поучаствовать в эксперименте 45 здоровых добровольцев от 18 до 45 лет. Одной группе в течение трех недель давали пребиотики, а другая получала плацебо. Затем ученые попросили этих людей пройти несколько компьютерных тестов для оценки эмоциональной реакции на слова с негативным или позитивным смыслом.

Как выяснилось, те участники эксперимента, которые получали пребиотики, были более эмоционально уравновешенными. Они меньше внимания обращали на негативную информацию и лучше воспринимали позитивную.

Более того, у группы, получающей пребиотики, уровень гормона стресса кортизола по утрам был ниже (количество кортизола повышается как раз при стрессе, тревоге и депрессии).

«Подобный эффект обычно наблюдается у людей, которые принимают антидепрессанты. Они также испытывают меньше тревоги и беспокойства по поводу каких-то негативных или неприятных событий», - говорит один из авторов исследования доктор Филипп Барнет (Philip Burnet).

Правда, почему пребиотики действуют именно так, ученые сказать пока затрудняются. Возможно, все дело в блуждающем нерве, который передает информацию о происходящих в теле процессах, в том числе и в кишечнике в мозг. Возможно также, что здесь играет роль влияние бактерий на иммунную систему, из-за чего меняется и психоэмоциональное состояние.

Статья британских микробиологов о пребиотиках-антидепрессантах опубликована в последнем номере журнала Psychopharmacology.