Top.Mail.Ru
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Биоинженеры обнаружили новый тип стволовых клеток

Биоинженерам из Института биологических исследований Солка (США), похоже, удалось обнаружить еще один тип стволовых клеток. Ученые назвали их плюрипотентными стволовыми клетками определенного места (region-selective pluripotent stem cells) или сокращенно rsPSCs.

Особенность этих клеток состоит в том, что они связаны не только со сроком развития организма, но их развитие еще определяется и тем, где они находятся в эмбрионе. От других стволовых клеток, как показали иследования, они отличаются по молекулярным, метаболическим и эпигенетическим свойствам.

По мнению авторов, эти стволовые «клетки места» хранят в себе огромный потенциал для регенеративной медицины, поскольку все манипуляции с ними, в том числе и генетические, проводить гораздо проще, по сравнению с другими стволовыми клетками.

«Эти клетки обладают огромным потенциалом для изучения эволюции человека, эмбриогенеза, а также природы развития различных заболеваний. Вполне возможно, что на основе этих клеток будут созданы новые методы терапии», - говорит руководитель исследования профессор Хуан Карлос Белмонте (Juan Carlos Izpisua Belmonte).

О своем открытии ученые сообщают в статье, опубликованной в новом выпуске журнала Nature.

Стволовые клетки - это недифференцированные клетки, которые не утратили свой потенциал к размножению. В зависимости от срока развития организма они могут превращаться в клетки любых тканей (тотипотентные клетки), в клетки любых тканей за некоторым исключением (плюрипотентные клетки) или в клетки определенной ткани. Двумя первыми свойствами обладают эмбриональные стволовые клетки. Но и в тканях взрослого организма присутствует некоторое количество стволовых клеток, которые делятся и заменяют клетки этих тканей. Таким образом, ткани постоянно обновляются.

В настоящее время ученые могут не только находить стволовые клетки в организме, но и получать их из обычных. В 2006 году профессору из Университета Киото Синъя Яманаке и его коллегам удалось впервые превратить соматические клетки взрослого организма в стволовые. Так были получены индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, которые можно заставить превратиться в клетки какой-то определенной ткани или органа. За свое открытие профессор Яманака получил в 2012 году Нобелевскую премию.

Возможно, что ученым Института биологических исследований Солка, удалось сделать еще одно важное открытие в этой области.

«Мы обнаружили эти клетки в эмбрионах мышей на ранней стадии развития. Мы также смогли получить эти клетки в лаборатории из эмбриональных стволовых клеток человека и обезьяны. И мы научились создавать эти клетки из обычных соматических клеток взрослого организма - из фибробластов - с помощью прямого перепрограммирования», - рассказал корреспонденту Infox.ru ведущий автор исследования доктор Цзюнь У (Jun Wu).

Во второй части эксперимента ученые имплантировали новый тип стволовых клеток в определенные участки нежизнеспособного эмбриона мыши и культивировали в течение 36 часов. Как это ни удивительно, но клетки прижились и стали проходить стадии дифференцировки, как это обычно происходит при развитии эмбриона. И тогда ученые стали наблюдать за их дальнейшими превращениями. Так, произошла их дифференцировка в три зародышевых слоя - энтодерму, мезодерму и эктодерму. Из этих слоев в эмбрионе развиваются разные ткани и органы. На этой стадии биоинженеры эксперимент завершили, хотя, по их словам, процесс мог бы пойти и дальше.

«Эти клетки (rsPSCs) представляют собой новый тип стволовых клеток, которые были найдены в эмбрионе мыши, а также выращены в лаборатории. Как оказалось, при классификации стволовых клеток фактор времени или срока развития организма не является единственным. Играет еще и роль, где именно в эмбрионе находятся стволовые клетки. Понимание этих двух аспектов очень важно для создания функциональных зрелых клеток определенных тканей в регенеративной медицине», - добавляет Цзюнь У.