Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Куда переедет Исламское Государство?

Сообщения из Сирии об освобождении от исламистских группировок древнего города Пальмиры с большим воодушевлением восприняты и западными, и российскими СМИ.

Президент Путин лично поздравил Башара Асада с этим военным успехом, которое в значительной мере было обеспечено активными действиями российских военно-космических сил и непосредственной поддержкой военных специалистов, которые будут и дальше помогать сирийской армии разминировать улицы города и античные сооружения.

Военные достижения сирийской армии подкрепляются и дипломатическими успехами, которые обеспечивает твердая позиция министра иностранных дел Лаврова в ходе переговоров с Госсекретарем Керри. По крайней мере, соглашение о мирном урегулировании в Сирии уже не представляется чем-то недостижимым, и сам Асад заявляет, что оно будет подписано уже летом этого года.

Военные и дипломатические успехи в Сирии открывают в дальнейшем прямую дорогу к установлению стабильности и в Ираке, который находится в состоянии гражданской войны с 2003 года, когда американские войска вторглись в эту страну и свергли режим Саддама Хусейна. Так или иначе, стабилизация в одной соседней стране - Сирии, откроет двери надежды на умиротворение и в другой – Ираке.

Такие перспективы ставят на повестку дня вопрос, куда переместится центр активной деятельности международных исламистских группировок?

Ответ на это вопрос требует проведения небольшого политологического анализа. Опыт предыдущих лет показывает, что самой благоприятной почвой для базирования вооруженных джихадистских бандитских группировок являются страны или регионы, находящиеся в тяжелом экономическом положении, оказавшиеся в зоне военно-политической турбулентности, подвергшиеся вмешательству со стороны более могущественных держав, преследующих свои стратегические интересы.

Первой опорной точкой, где собственно и сформировалась первая военизированная международная исламистская террористическая организация «Аль-Каида» (запрещенная в РФ организация) в начале 80-х гг. стал Афганистан. Сразу же после вторжения советских войск в 1979 г. началось солидаризированное исламское противодействие коммунистической угрозе, открыто поддержанное американской партией ястребов антисоветской пропаганды. Саудовец Усама бен Ладен сумел использовать волну финансовой и материальной поддержки афганских борцов за веру-моджахедов, собрав вокруг себя первый исламистский интернационал из различных арабских стран, Пакистана, Ирана, стран Юго-Восточной Азии и даже пленных советских солдат. Вывод советских войск из Афганистана в 1989 году снизил остроту международного противостояния и загнал афганскую войну внутрь центрально-азиатского региона.

Но уже через четыре года разгорелся новый конфликт между Россией и Чечней, который очень быстро вписался в прежнюю антисоветскую волну международной исламистской солидарности, которую не сразу, но неизбежно принял первый Президент Ичкерии Джохар Дудаев. Разогретые и западными, и арабо-мусульманскими СМИ международные отряды боевиков устремились на Северный Кавказ, а неконтролируемые денежные потоки многочисленных благотворительных исламских фондов создали плодородную почву. Вирус сепаратизма и исламизма быстро проник в среду кавказской молодежи, которая выступила на борьбу против российских «оккупантов». Понадобилось почти 10 лет первой и второй чеченских войн, сопровождавшихся частыми поражениями российской армии, чтобы международный терроризм на Северном Кавказе утих.

Но уже в 2003 году США подлили масла в огонь, и их вторжение в Ирак и безоговорочная поддержка шиитов породили новую волну воинствующего исламизма-джихадизма сначала на севере Ирака, а с 2010 г. – началом «арабской весны» - и в Сирии.

Разбросанные отряды исламистов, общее руководство которыми приписывали «Аль-Каиде», постепенно нашли свою новую организационную форму в виде Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) (запрещенного в России) и даже в лице нового вождя Халифа Исламского Государства и Эмира верующих Ирака и Сирии Абу Бакра аль-Багдади.

Действия международной коалиции против ИГИЛ, начатые под руководством США в сентябре 2014 г., не увенчались успехом, но полеты военной авиации ВКС привели к тому, что ИГИЛ значительно ослабило свои позиции в Сирии, да и в Ираке терпит значительные поражения.

Переход к практике террористических актов в Европе на подобие того, как это было в России в начале 2000-х годов, показывает, что ИГИЛ находится в начальном периоде смены вектора своей активности, и ему уже остается недолго наслаждаться экономическим хаосом и политическим беспорядком в Сирии и Ираке. Это означает, что они еще не раз громко хлопнут, но не дверями, а человекобомбами и взрывами самолетов или других важных объектов в разных странах, которые задействованы в тушении войны в Сирии и Ираке, но долго здесь уже не проживут.

Полная версия