Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Древние сосны неожиданно увеличили скорость роста

Древнейшее растение на нашей планете -- сосна долговечная (Pinus longaeva) -- неожиданно стало быстро расти. Такого с этим видом не происходило почти четыре тысячи лет.

Сосна долговечная
Сосна долговечная (Pinus longaeva) завоевала себе заслуженную славу долгожителя. Особо выдающиеся экземпляры живут до 5000 лет. Древесина этих древних деревьев очень плотная и смолистая, поэтому насекомые, бактерии или болезнетворные грибки в ней не живут. Ширина годовых колец (слой прироста древесины) уникальных сосен служит очень ценным показателем. Он используется, например, при калибровке шкалы, используемой для радиоуглеродного метода или в дендрохронологии.

Странные горы

Ареал сосны долговечной очень узкий. Ее можно встретить в малоизвестных Белых горах (White mountains) на границе Калифорнии и Невады (США). Покрытые слоем белых доломитов, Белые горы выглядят очень своеобразно. Примерно на высоте от 2800 до 3500 метров, почти у вершины, находится лесной пояс, в котором и растет сосна долговечная. Причудливые растения с неровными толстыми стволами, минимальным количеством зеленых побегов, с покрытыми щетинками красными шишками растут на большом расстоянии друг от друга. Часто с ними соседствуют сухие деревья. А вот их возраст уже может достигать 10 000 лет. В сухом и холодном климате плотная древесина прекрасно сохраняется.

Беспрецедентный скачок роста

Доктор Мэтью Сальцер ( Matthew W. Salzer) из Университета штата Аризоны и его коллеги из Западного Вашингтонского университета и университета Минессоты обнаружили удивительную вещь: во второй половине ХХ века у древних долговечных сосен начался максимальный за последние 3700 лет ежегодный прирост. На верхней границе леса – там, где заканчивается лесной пояс и начинаются альпийские луга, годовой прирост увеличился примерно на 50%. Особенно активно росли сосны в период с 1951 по 2005 год.

Может, виноват углекислый газ?

Ученые выдвигают несколько объясняющих аномалию причин. Сильнее всего, конечно, биологи кивают на углекислый газ. Дело в том, что долговечные сосны, несмотря на внушительный возраст, живут в крайне аскетичных условиях. Почва под ними бедная, осадков практически не бывает, питательных веществ в почве тоже нет. Рядом с ними ничто не живет. Другие виды растений, не говоря уже о древесных, просто не могут выжить в такой суровой среде. Поэтому небольшая стимуляция фотосинтеза в виде дополнительного количества углекислого газа могла пойти сосне долговечной только на пользу. Другой фактор, который, возможно, сыграл в стимуляции роста ключевую роль – климатический (либо осадков стало больше, либо среднегодовая температура подросла. А возможно, и то и другое).

Повышение температуры и новая загадка

Чтобы выяснить, почему сосны стали вдруг интенсивно расти, доктор Сальцер и его коллеги сопоставили данные по размеру ежегодного прироста древесины, концентрации углекислого газа в атмосфере, значении температуры и влажности. И пришли к выводу, что интенсивный прирост у сосны долговечной, который начался в середине ХХ века, с углекислотой не связан. Виновата оказалась повысившаяся средняя температура воздуха в летний период.

Правда, один факт поначалу слегка озадачил ученых. Почему-то повышение температуры влияло только на деревья, растущие у самой верхней границы лесного пояса (на высоте примерно от 3320 до 3470 метров). Зато на деревья, растущие ниже, повышение температуры никак не сказывалось. Затем кто-то из группы доктора Сальцер вспомнил, что деревья, которые растут на границе лесного пояса, живут на пределе своих возможностей. Поэтому даже малейшее повышение температуры так сильно на них влияет. А вот скорость роста деревьев, растущих ниже, уже определяется количеством осадков – к температуре они не так чувствительны.

«Такой интенсивный рост на верхней границе распространения лесов в горах означает то, что граница будет подниматься все выше. А вместе с деревьями как основными средообразователями потянутся и другие виды растений и животных», -- говорит доктор Сальцер.

Статью с результатами исследования американских ученых можно найти в последнем номере журнала PNAS.

Полная версия