Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Куда приведет страну правительство Дмитрия Медведева

Можно говорить о том, что правительство Дмитрия Медведева, формировавшееся на протяжении почти месяца после вступления в должность Президента РФ Владимира Путина, наконец, окончательно сформировано. И тут же появилась критика по поводу его жизнеспособности в текущей ситуации.

Как написали «Ведомости»: «Многие признают: Дмитрий Медведев – слабый премьер. Если бы он был сильным, то не побоялся бы сделать большое дело для страны – например, как высокопрофессиональный юрист, навёл бы порядок в судебной системе. Он мог выбрать для себя и любую другую миссию. Сделай это Медведев, ему поставили бы памятник при жизни и даже забыли бы про сбежавшего от него кота. Но Медведев выбрал статус «здесь и сейчас», а не дело на годы вперёд».

Новому правительству Дмитрия Медведева посвящен и материал издания «Аргументы недели». И действительно, оказывается, что новые министерские портфели распределены в основном между бывшими «помощниками» и «заместителями». В вот, напротив, управленцы «первой величины» предпочли вежливо, но решительно уклонились от предложенных им должностей в медведевском кабинете. О чем это может говорить? Скорее всего, о сомнениях в перспективах нынешнего правительства.

Сейчас распространена точка зрения о том, что медведевское правительство будет играть вторичную и подчинённую роль, а это значит, что появление в правительстве радикал-либеральных деятелей не самой высокой квалификации, на ситуацию никак не повлияет.

Например, Аркадий Дворкович, по мнению экспертов, фигура, явно не той величины, которая способна противостоять, например, Игорю Сечину или влиять на судьбу «Газпрома». «У него нет понятия о том, что он говорит и что делает на своём месте! Нет представления о действительных жизненных интересах России! Он не способен сформулировать настоящие интересы России, совершенно понятные любому, кто понимает мир», – американский политический деятель Л. Ларуш об Аркадии Дворковиче – кураторе промышленности, ТЭКа и сельского хозяйства, вице-премьере в правительстве Медведева.

И, действительно, позиция критиков ясна. Ведь на протяжении всей своей карьеры бывший помощник бывшего президента Медведева Аркадий Дворкович занимался «теориями», – о воплощении которых никому ничего не известно и никогда не работал в «реальном секторе».

Например, в СМИ неоднократно обсуждалась неспособность Дворковича выражить свои мысли. Так ему приходилось по второму и третьему разу пресс-конференции, чтобы объяснить, что же он, имел в виду, когда делал различные заявления раньше.

В кулуарах уже шутят, что всю «домашнюю работу» за промышленного вице-премьера Аркадия Дворковича будет выполнять его жена Зумруд Рустамова, которая намного ближе к «реальному сектору» и профессионально заседает в советах директоров многих компаний, является многолетним штатным сотрудником олигарха Сулеймана Керимова.

Либеральное окружение

А вот у ключевых игроков из либерального окружения Дмитрия Медведева пока не видно никакой апатии, никаких пораженческих настроений, никаких сомнений в собственной компетентности. Напротив – наличествуют признаки напряжённой работы. Впрочем, направленной на скорейшее извлечение максимальных выгод из нынешнего статус-кво.

И тут основную надежду либералы возлагают на «Открытое правительство».

Михаил Абызов даже получил специально созданную для такого случая министерскую должность. Как следует из материалов, размещённых на сайте «Открытого правительства», в самом ближайшем будущем оно претендует ни много ни мало как на блокирование любых решений руководства государственных структур, министерств, ведомств и даже правоохранительных органов! А ведь такими широкими правами сегодня не обладает даже Президент России.

Получается, что сторонники премьера Дмитрия Медведева склонны трактовать нынешнюю его несамостоятельность в свою пользу. При этом непонятно, как же будет формироваться это «Открытое правительство», кому оно будет подотчётно, кто и – главное – на каких основаниях должен будет подчиняться его решениям?

Нет также ответа о ведущихся консультациях с некими «элитами», «экспертным сообществом», «гражданскими активистами».

Но возможно, что политические «виды на будущее» нынешнего медведевского кабинета, как это часто бывает, могут всего лишь прикрывать собой серьёзный, очень далеко идущий экономический интерес. Ведь известно, что тот же Михаил Абызов –долларовый миллиардер, владеющий активами в энергетике и других «вкусных» отраслях. Своё состояние он «заработал» на обломках бывшей государственной собственности – удачно поучаствовал в приватизации активов РАО «ЕЭС России», проведённой Анатолием Чубайсом.

И делая такого человека министром, Медведев априори создаёт конфликтную ситуацию между группами, ранее оседлавшими ключевые отрасли промышленности, и группировками, стоящими за Абызовым. Полагать, что это столкновение «мировоззрений» и интересов пройдёт мирно, явно наивно. И получится, что страну захлестнут цунами судебных исков, компроматов и разбирательств, приперчённых «какими нужно» дискуссиями в «Открытом правительстве».

Приватизация или модернизация?

Основной упор в предвыборную пору будущее премьерство Медведева делало на продолжение пресловутой «программы модернизации». Впрочем, которая состояла, по большому счету, из планов по строительству в Сколково дорогих ресторанов и полей для гольфа. Реальная же модернизация, к примеру, освоение на предприятиях наукоёмкой продукции, шла не благодаря, а скорее вопреки «медведевским мечтаниям», а о её ходе отчитывались перед Владимиром Путиным в цехах и конструкторских бюро.

Но многие все же поверили, что, дескать, те процессы, которые Медведев так и не смог толком развить, будучи президентом страны, он обязательно продолжит, получив в свои руки реальные рычаги управления экономикой. Очевидно и то, что многие поверили в это, поскольку согласны с тем, что модернизация нашей стране, безусловно, нужна. Правда, реальных результатов, пока не видно.

Более того, сегодня с приходом Медведева в правительство есть ощущение, что тема пресловутой «модернизации» как-то резко сошла на нет, но появилась другая тема «Приватизация» - активно составляются и обсуждаются «списки» и «графики».

Так что получается, что «большое обновление» российской экономики рискует в очередной раз обернуться банальной большой распродажей и распилом. Не останавливает медведевских приватизаторов и надвигающаяся на страну вторая волна глобального экономического кризиса.

Против поспешной распродажи государственного имущества выступает многие эксперты и даже такой последовательный либерал и рыночник, как бывший министр финансов Алексей Кудрин. «Уменьшение доли государства в экономике сейчас немного начинает приобретать характер кампании, особенно в условиях падающих цен и существенного увеличения волатильности рынка. Причём речь идёт не о каких-то рядовых пакетах акций рядовых компаний – речь идёт о крупных базовых отраслях и базовых пакетах государства. Я бы сейчас остерёг правительство очень аккуратно отнестись к такой быстрой приватизации», – цитируют Кудрина РИА «Новости».

Таким образом, если судить хотя бы по внешним признакам, либералы из окружения Дмитрия Медведева вовсе не согласны на подчинённую роль, которую отводит им большинство наблюдателей, и всё ещё всерьёз намерены побороться за своё место под солнцем. Причём вопреки желанию путинского большинства, пребывающему пока в состоянии самоуспокоения и послевыборной расслабленности.

История повторяется?

Каковы последствия этой политики и о соответствующих исторических аналогиях мало кто говорит. А ведь эта ситуация напоминает поведение Михаила Горбачёва в конце 80-х годов. В то время последний генсек ЦК КПСС, стремительно утративший остатки поддержки в верхах и растерявший доверие народа, искал уже любые, способы обеспечить себе единоличную, власть. Для этого им была придумана должность «Президента СССР», избираемого уже не по партийной линии, а «прямым и тайным голосованием граждан», а параллельно была провозглашена реформа КПСС и обещана радикальная демократизация политической жизни в стране (сравним с медведевским «Законом о партиях»). Но Горбачёв тут же сделал избирался «первым президентом» не через свободные выборы, на которых он был обречён проиграть, а через Съезд народных депутатов. Получить неограниченную власть ему тогда удалось, но уже через год он потерял её вместе со страной.

Что же происходит сегодня? Явно непопулярный в народе и неприемлемый для многих активно действующих представителей правящей верхушки, Дмитрий Медведев идёт ва-банк. Он вроде бы провозглашает «широкую демократизацию», но тут же в чрезвычайном режиме создаёт исключительные условия лично для себя и делает это при помощи раздираемой внутренними противоречиями «Единой России». Впрочем, если для Горбачёва коллективная сила КПСС представляла реальную угрозу, то для Медведева «Единая Россия» до поры до времени – всего лишь послушный инструмент.

Главное успеть сделать все, пока народ «не прозрел». К чему привело это «прозрение» российского народа к собственным правителям и к правящей партии – мы уже видели в 1991 году. Тогда распался СССР, а его осколки на многие годы погрузились в политический и экономический хаос. И если позволить нынешней ситуации развиваться так, как есть, то история имеет все шансы повториться.

Поводов для спокойствия и благодушия у независимого наблюдателя за внутриполитической жизнью в России пока не очень много. Да, «путинское большинство» вроде бы победило, но не смогло в полной мере воспользоваться плодами своей победы. Да, формально либералы из окружения Дмитрия Медведева умерили свои аппетиты и пошли на неминуемый компромисс с большинством. Но они сохранили для себя обходные пути к получению контроля над страной.

Многие согласны с тем, что нынешнее правительство в какой-то мере является компромиссным, и внешние рычаги влияния на него пока сохраняются. Но является ли устойчивым этот компромисс, будут ли его условия соблюдаться обеими сторонами и куда он в итоге заведёт?

Очень показательна в этой связи совсем свежая история с министром обороны Анатолием Сердюковым. На днях президент Путин устроил ему публичную выволочку, за несоблюдение социальных прав военнослужащих. «До сих пор много проблем, недопустимых сбоев и волокиты, откровенной профессиональной небрежности должностных лиц... в реальной жизни военнослужащие и их семьи сталкиваются с формальным, равнодушным подходом», – В.В. Путин на совещании с руководством Минобороны 30.05.2012 г.

А Дмитрий Медведев ответил на это публичными, похвалами в адрес министра в эфире программы «Познер» Первого канала: «Я считаю, что министр Анатолий Сердюков, что бы там ни говорили и как бы ни критиковали, – успешный министр, и за последние четыре-пять лет в смысле реформирования системы Министерства обороны он сделал так много, как никто другой до него».

Получается, что система власти, лишённая каких-либо механизмов «тонкой подстройки», автоматически превратится в инструмент одноразового применения. Снятый к тому же с гарантии по причине неавторизованного внешнего вмешательства.

Что же будет, если в критический момент не сработает и эта «последняя кнопка»? Тогда в стране вместо обещанного нам с приходом нового кабинета «экономического бума» вполне может произойти большой и очень-очень болезненный «бэмс». Уже сегодня о такой перспективе стоит подумать всем людям, неравнодушным к судьбе России, вне зависимости от их политических взглядов и предпочтений.

Полная версия