Top.Mail.Ru
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Бактерии победили еще один антибиотик

Китайские ученые обнаружили ген устойчивости к антибиотику колистину у штамма такой распространенной бактерии, как кишечная палочка (Escherichia coli). Самое неприятное, что этот ген, как показало исследование, может легко передаваться другим бактериям. Это значит, что они также смогут приобретать свойство устойчивости к антибиотикам.

О результатах своей работы авторы сообщают в последнем номере престижного научного журнала The Lancet Infectious Diseases.

О проблеме роста устойчивости бактерий к антибиотикам сейчас говорят очень много. По мнению многих авторитетных специалистов, эта проблема может стать настоящей угрозой для всего человечества.

В одном из самых последних докладов ВОЗ говорится, что устойчивость различных бактерий к антибиотикам достигла опасного уровня в мире, что может привести к развитию трудноизлечимых недугов. «Устойчивость к антибиотикам наносит ущерб нашим возможностям вылечивать инфекционные заболевания и подрывает многие достижения в медицине», - заявила генеральный директор ВОЗ Маргарет Чен.

История антибиотиков

Открытие пенициллина Александром Флемингом в 1928 году стало одним из величайших открытий столетия. Тогда люди узнали, как бороться с бактериальной инфекцией, и это спасло миллионы жизней.

Пенициллин стал массово производиться для лечения бактериальной инфекции уже в 40-е годы во время Второй мировой войны. В 50-е годы благодаря пенициллину детская смертность от бактериальной пневмонии снизилась с 90% до 10%. В 70-е годы развитие современной медицины – трансплантологии, химеотерапии для лечения онкологических заболеваний было во многом связано с применением антибиотиков.

Но очень скоро злоупотребление этим мощным оружием против инфекции привело к тому, что стали появляться устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий.

Еще в 1944 году было зафиксировано первое появление устойчивых к пенициллину штаммов золотистого стафилококка, а в 1990 году их количество стало заметно расти во всем мире. В 2010 году мультирезистенстные бактерии (с устойчивостью ко многим антибиотикам) стали распространяться повсеместно.

Как же появляются устойчивые формы?

По словам специалистов, в этом виноваты сами люди и природные свойства бактерий. Бактерии являются одной из древнейших форм жизни, и примерно за три миллиарда лет эволюции они научились великолепно адаптироваться к различным факторам окружающей среды. Когда же с ними начал бороться человек, они быстро изобрели средство защиты: их травят антибиотиками, а они образуют устойчивые к этим антибиотикам формы. Эти формы образуют целые популяции, которые процветают и быстро распространяются по всему миру.

Устойчивые формы появляются из-за беспорядочного и частого применения антибиотиков, когда люди занимаются самолечением, принимая антибиотики по любому поводу, не задумываясь о том, что причиной болезни может быть вирусная инфекция, против которой антибиотики бесполезны. Кстати, многие люди до сих пор думают, что вирусную инфекцию можно вылечить с помощью антибиотиков.

Другая причина появления устойчивых бактерий – это широкое использование антибиотиков в животноводстве, где точно так же формируются устойчивые формы, которые передаются и человеку. Во многих странах антибиотики используют не только для лечения животных, но и для стимуляции их роста.

Что мы имеем

Сейчас уже известны устойчивые к антибиотикам штаммы золотистого стафилококка, кишечной палочки, клебсиеллы пневмонии, пневмококка, сальмонеллы, некоторые штаммы рода Shigella и Neisseria gonorrhoeae.

В своем нынешнем исследовании китайские ученые решили заняться вопросом формирования устойчивости к антибиотикам у одного их штаммов кишечной палочки.

Они обнаружили мутацию гена mcr-1 в образцах кишечной палочки у сельскохозяйственных животных и у человека. Как оказалось, эта мутация защищала кишечную палочку от одного из видов антибиотиков – колистина.

Этот антибиотик был изобретен еще в 1947 году, а широко стал использоваться в 1960-е годы. На протяжении последних десятилетий он практически перестал применяться, поскольку имел тяжелые побочные эффекты, и с появлением новых поколений антибиотиков врачи назначали его редко. В последние же годы из-за роста устойчивости к антибиотикам колистин стали снова использовать, поскольку он хорошо справляется со многими инфекциями. Особенно широко этот антибиотик применяется в животноводстве.

То, что сейчас некоторые штаммы кишечной палочки приобрели устойчивость к этому антибиотику, ученых очень встревожило.

Но самое неприятное, как показало исследование, что мутация гена устойчивости с помощью горизонтального переноса может легко передаваться от этих штаммов другим бактериям.