Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Японские биоинженеры вырастили в пробирке глаз

Японским ученым из Осакского университета впервые в мире удалось вырастить из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток практически настоящий человеческий глаз, состоящий из эпителия роговицы, самой роговицы и сетчатки.

Выращивать сетчатку из стволовых клеток биоинженеры научились уже несколько лет назад. В 2014 в Японии прошла первая операция, когда сетчатку, выращенную из клеток кожи самой пациентки с возрастной макулодистрофией, ей же и пересадили. Операция прошла успешно, и женщина вновь обрела зрение.

Но вырастить роговицу из стволовых клеток пока не удавалось никому. И вместе с тем, это очень важно, поскольку, во-первых, повреждения роговицы встречаются не реже, чем сетчатки. Во-вторых, в настоящее время единственным способом лечения тяжелых поражений роговицы является донорская пересадка, а такая операция часто заканчивается отторжением трансплантата, к тому же всегда существует проблема нехватки доноров. Поэтому поиски новых эффективных методов лечения заболеваний, связанных с повреждением роговицы, активно продолжаются.

В своем нынешнем исследовании японские ученые использовали человеческие индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (клетки, имеющие возможность превращения в клетки практически любых органов и тканей) для выращивания эпителия роговицы и самой роговицы. Затем вырастили сетчатку. Причем, клетки как сетчатки, так и роговицы заняли определенное положение – они образовали четыре слоя.

После этого ученые провели трансплантацию эпителиальных клеток роговицы животным, и это дало положительный терапевтический эффект.

Как говорят авторы, пока они делают лишь первые шаги в этом направлении, но очень надеются, что этот метод будет развиваться и сможет помочь многим пациентам.

О результатах ученые сообщают в журнале Nature.

Здесь стоит напомнить, как устроен человеческий глаз.

Роговица - это передняя наиболее выпуклая часть глазного яблока, похожая на часовое стекло. Это самая сильная преломляющая линза глаза. Вместе с хрусталиком она фокусирует свет на внутреннюю оболочку - сетчатку. Сетчатка – это рецепторная часть глазного яблока, своего рода светочувствительный экран. Во внутренней (зрительной) части сетчатки располагаются фоторецепторные клетки – палочки и колбочки. Ими-то человек и воспринимает окружающий мир. Принятое сетчаткой изображение передается по зрительному нерву в головной мозг, где формируется картинка - зрительный образ.