Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Найден белок возрастом 70 миллионов лет

Ученые нашли в костях вымершей гигантской рептилии белок -- коллаген. Они доказали, что этот белок принадлежит самой рептилии, а его присутствие никак не связано с деятельностью современных бактерий. Это значит, что белок хранился в костях в течение 70 миллионов лет.

Группа ученых под руководством доктора Йохана Линдгрена (Johan Lindgren) из Лундского университета (Швеция) обнаружила в межклеточном матриксе костей ископаемого мозазавра, жившего примерно 70 млн лет назад, прекрасно сохранившийся белок -- коллаген (фибриллярный белок, входящий в состав соединительной ткани). Мозозавры – большая вымершая группа гигантских рептилий, обитавщих в морях позднего мела примерно 65-100 млн лет назад.

Исследовав кости при помощи множества разных методов, доктор Линдгрен пришел к выводу, что коллаген действительно принадлежит мозазавру, а не входит в состав бактериальных биопленок, которые могли образоваться на костях этого животного.

Чей белок?

«У палеонтологов всегда возникали большие сомнения в том, может ли в ископаемых останках животных возрастом несколько сотен или десятков миллионов лет сохраняться их собственная органика. Даже если предположить, что органика там есть, определить ее состав -- уже непростая задача», -- пишут авторы.

масс-спектрометрический анализМетод исследования вещества путём определения отношения массы к заряду заряженных частиц, образующихся при ионизации вещества.
В 2007 году американские палеонтологи при помощи масс-спектрометрического анализа обнаружили коллаген в костях тираннозавра возрастом 68 млн лет. Тогда это казалось невероятным. Правда, после публикации этой работы в журнале Science на авторов обрушился шквал критики. Многие специалисты утверждали, что метод, который применялся, не доказывает принадлежность коллагена самому тиранозавру. А некоторые считали, что этому коллагену не больше пятидесяти лет, и образовался он в результате жизнедеятельности бактерий.

Коллаген в костях мозазавра

иммунофлюоресценцияМетод определения белка по распределению антитела к нему в тканевом срезе. При этом антитела маркируются с помощью флюоресцентного красителя
Похоже, Линдгрену удалось поставить точку в спорах. Чтобы ответить на вопрос, может ли органика сохраняться в костях миллионы лет, Линдгрен с коллегами исследовал костную ткань мозазавра рода Prognathodon, найденного в меловых отложениях маастрихтского яруса в Бельгии. Вырезав из костей пластинку толщиной всего 5 мм, палеонтологи при помощи синхротронной ИК-микроспектроскопии, масс спектрометрии, прямой иммунофлюоресценции и детального анализа аминокислот выяснили, что за вещество находится в матриксе. Оказалось, что это коллаген. Спектральный анализ показал, что этот фибриллярный белок совсем не похож на белки бактерий, образующих биопленки.

«Наше исследование показало, что в матриксе костей ископаемого мозазавра находится вещество, содержащее определенный набор аминокислот. Это вещество представляет собой коллаген. Причем спектральный анализ показал, что этот коллаген животного происхождения, он отличается от бактериального коллагена. Это значит, что белок принадлежит мозозавру», -- делает вывод Линдгрен.

Статья о самом древнем белке опубликована в журнале PLoS ONE.