Top.Mail.Ru
Москва
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

Искусство скандала и культура протеста

Что случилось с галеристом Маратом Гельманом и почему, находясь на «государевой службе», он вдруг стал одним из лидеров внесистемной оппозиции?

Об этом рассуждают журналисты «Московского комсомольца» в статье «Окультуренная оппозиция».

Еще недавно Гельман занимался облагораживанием Пермского края и был в теснейшем контакте с тогдашним губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым. А все началось в 2008 году, когда Марат привез в Пермь выставку «Русское бедное». Это, как оказалось позднее, явилось неким поводом «завязать разговор». Главе края столичный галерист предложил сделать Пермь культурной столицей Европы. Здесь важно пояснить: список городов, которым предстоит носить это звание, к тому моменту был уже утвержден вплоть до 2020 года. Считается, что команда Гельмана сумела убедить местные власти в наличии неких мифических «лазеек», благодаря которым Пермь еще можно будет включить в этот список. И Гельман взялся за дело.

Сперва был получен и освоен бюджет. В Перми появилась 12-метровая буква «П» — новый символ «культурной столицы Европы». Неказистая конструкция из брёвен обошлась бюджету в 9 миллионов рублей. Затем удивительная композиция с «мусорными человечками», каждый из которых стоил по 102 тыс р. На те же бюджетные деньги было создано ещё несколько «арт-объектов» в числе которых - забор из клееного бруса за 35 миллионов рублей. Разнообразие «творческих инициатив» Гельмана подчеркнул фестиваль «Белые ночи», проведение которого обошлось ещё в двести миллионов. Пролоббированный Гельманом трёхлетний бюджет на культуру составил без малого 2 млрд рублей.

Единомышленники Гельмана потратили 1,25 млн рублей на заграничные командировки. Так, бывший министр культуры Пермского края Борис Мильграм три раза летал в Цюрих для участия в консультациях по устройству Пермской художественной галереи. Миллионные бюджеты уходили на зарплату худруков и режиссёров дружественных Гельману театров. Официально это называлось «Концепция культурной политики Пермского края». В рамках этой концепции прошла выставка, «гвоздём программы» которой стала собранная из половых тряпок карта России. В это же время в Пермском крае закрыли почти 300 культурно-досуговых центров и 197 библиотек. Из сёл исчезли 308 киноустановок. «За бортом» остались 42% работников культуры — на них попросту не хватило финансирования.

Когда в крае сменилась руководство, то о Гельмане старались не вспоминать. После смены губернатора Олега Чиркунова, у краевой администрации, что называется, «открылись глаза»: было официально заявлено о провале «культурного проекта». Но Гельман и не думал уйти в тень. Вместо этого он ушел в оппозицию! В той же Перми создал проект «Культурной оппозиции», куда позвал Владимира Рыжкова, Ксению Собчак и Леонида Парфенова, отметившихся в митингах на Болотной площади в Москве. Для довершения картины не хватало только подходящего скандальчика. И тут выступление Pussy Riot «случайно» произошло как раз в нужный момент. Гельман всецело поддержал радикальных активисток. Но за этим скандалом усматриваются тени людей, которые уже давно и прочно поддерживают антипутинское движение.

Политолог Павел Данилин на страницах «Российской газеты» анализирует события следующим образом: «Информационная кампания против Патриарха стартовала задолго до того, как были арестованы хулиганки из группы Pussy Riot. И начал эту кампанию Борис Березовский. Обращаясь к главе РПЦ, беглый олигарх потребовал от церкви стать на сторону Болотной и бороться с режимом. Как мы знаем, после этого Патриарх вновь выступил против смуты. Тут же началась широкомасштабная диффамационная кампания, кульминационным моментом в которой стала кощунственная выходка в храме Христа Спасителя. И которую информационно столь активно поддержал Марат Гельман».

Действительно, вскоре после происшествия в храме Гельман опубликовал в своём блоге «отчёт» под заголовком «Это типа прямо сейчас» и назвал выступление Pussy Riot «живительным глотком воздуха». Несколькими днями позже Гельман приютил в своей галерее «круглый стол» защитников панк-группы. А обвинения от Гельмана сыпались одно за другим. Главу РПЦ галерист обвинил в давлении на власть, утверждая, что Патриарх требовал арестовать участниц группы Pussy Riot. Те, кто занял сторону церкви и призывал спокойно дождаться судебного решения, были политы грязью. Ещё больше досталось тем, кто, как Никита Михалков, открыто осудил выходку в храме. Гельман обвинил в мракобесии православных духовников, а на трагедию в Крымске откликнулся клеветническим утверждением (которое впоследствии опроверг), о том, что батюшки в разрушенном городе якобы отказываются бесплатно отпевать погибших.

Как ни крути, а сейчас Гельману выгодно любое упоминание собственной значимости. Пусть даже это будет связано со скандалом. Ведь громкий скандал — отличный способ прославиться и заработать. И уже не важно, что именно вызвало скандал — битва за культуру или политические баталии.

Полная версия