Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Супермаркет искусства: от Дома игрушек до Военторга

В культурном центре «Гараж» открылась экспозиция избранных произведений из коллекции современного искусства, принадлежащей миллиардеру Франсуа Пино. Один из самых богатых людей мира, Пино собирает топовые инсталляции и объекты contemporary art, словно бренды и марки, входящие в его империю торговли предметами класса luxe. Выставка, на которой представлено более 40 огромных и эффектных работ, получила соответствующее амбициям собирателя название -- «Определенное состояние мира?».

Определенное/неопределенное

Диагноз, который поставила современному миру куратор выставки Каролин Буржуа, озаглавив разделы «Войны», «Общество спектакля» и «Глобализация», разумеется, далеко не нов. В состоянии непрекращающегося шоу мир существует уже более полувека, с тех пор как Ги Дебор объявил ему свои вердикты, глобализацию более двадцати лет на все лады склоняют философы, социологи и политологи. Что уж тут говорить о войнах? Впрочем, куратор и не слишком настаивает на своем заключении, поскольку заканчивает его знаком «?». К тому же слово «certain», фигурирующее во франкоязычном названии выставки («Un certain etat du monde?»), означает и «определенное», и «некое». То есть полную ему противоположность. Благодаря этой двусмысленности в экспозиции может находиться все, что угодно, и все будет оправданно. С другой стороны, и зрителю позволительно рассматривать выставленное с некоей своей точки зрения.

Универсальный магазин

К примеру, выставку в «Гараже» можно воспринимать как огромный супермаркет, в котором есть хозяйственный отдел, сантехника, галантерея, мебель, автосалон, кинозалы, отдел игрушек и рекреационная зона для детей и для взрослых. В этом случае за хозтовары отвечает индус Суботх Гупта, как бы рекламирующий кухонную посуду посредством инсталляции «Очень голодный бог» -- огромного черепа, составленного из нержавеющих кастрюль. Надо полагать, что этим произведением художник гуманно предостерегает от чрезмерного потребления, от булимии консюмеризма.

Раздел «Общество спектакля» напоминает то ли «Детский мир», то ли Дом игрушек. Здесь два главных массовика-затейника -- знаменитый американец Джефф Кунс и не менее знаменитый итальянец Маурицио Каттелан. Первый рекламирует огромные надувные игрушки для бассейна (выполненные из раскрашенного алюминия и нержавеющей стали), второй забавляет публику аттракционом с мальчиком-роботом «Чарли», разъезжающим по залу на трехколесном велосипеде. О том, что от домогательств юного потребителя родителям спасения нет, предупреждает наглядное пособие Каттелана -- «Страус» (конечно, чучело), пробивший головой бетонный пол.

На время можно укрыться в душевой кабинке -- Автопортрет в виде фонтана Пола Пфайффера. Однако, приняв в расчет то, что инсталляция воспроизводит известный момент из фильма Хичкока «Психо», торопишься перейти в другую секцию «супермаркета». Назовем ее, например, «Галантерея», поскольку там камерунец Паскаль Мартин Тэйу выставил длинные вешалки с шейными платками вперемежку с национальными флагами. Видимо, таков его взгляд на проблему глобализации, а именно так и называется на самом деле этот раздел выставки.

Глобальный спектакль

В принципе «Глобализация» мало чем отличается от раздела «Общество спектакля». Разве что в нем больше художников из стран Азии и Африки. Модный японский художник Такаши Мураками, вероятно, полагает, что национальные и расовые различия сотрутся, когда все люди превратятся в «иночи» -- мутантов или нечто похожее на инопланетян, которые пока населяют японские комиксы манга. Два таких забавных муляжа из его кунсткамеры и представлены на выставке. Китаец Чень Жень изобрел аттракцион с психотерапевтическими функциями. На подвешенные к штангам кровати и стулья, конечно, не сядешь, но побарабанить по сиденьям можно и даже нужно. И тем самым якобы, согласно китайской медицине, можно излечить свое тело и дух. Другой китаец -- Лю Дахонг в этом смысле больше полагается на опыт коллективных физзарядок, принятых на коммунистических предприятиях. И в качестве пособия демонстрирует видеоанимацию в формате 3D «Зарядка под радиомузыку».

Собственно о войне выставка ничего не говорит. А гигантская инсталляция Пола Маккарти и Майка Келли «Sond and Sodie Sok Comp O.S.O», занимающая треть «Гаража» и воспроизводящая почти натуральный палаточный лагерь со всей начинкой, с каким-то глубоким дембельским отвращением толкует об армейском быте и тупых солдатских развлечениях. Впрочем, ассортимент поставок американского военторга настолько разнообразен, что нашему зрителю может показаться, что U.S. Army -- сплошное «общество спектакля».

Полная версия