Top.Mail.Ru
Москва
4 мая ‘24
Суббота
Навигация

Цирковой съезд деятелей важнейшего из искусств

Союз кинематографистов оживился и порадовал публику традиционным шоу под названием «Съезд». Казалось, что эта невнятная рудиментарная организация давно отжила свое. Однако два дня «Съезда» в Гостином дворе показали, что этот спектакль еще способен волновать зрителей и собирать незаурядную актерскую труппу, гениально режиссировал которой, по традиции, Никита Михалков.

Два дня в центре Москвы, возле Кремля, наблюдалось столпотворение. Такого количества народных артистов СССР и РФ кроме как в очереди на Чрезвычайный съезд кинематографистов в Гостином Дворе встретить нигде нельзя. Несмотря на экстренность всего происходящего, большинство актеров и режиссеров, здороваясь с коллегами, начинали беседу с «как здорово, что все мы здесь…». Все 3000 человек давно не собирались вместе, не видели друг друга, соскучились. «Оппозиционеры» держались в сторонке, в кулуарах наговаривали журналистам заученные наизусть претензии к правлению СК и называли все происходящее «михалковским» собранием с заранее прописанным сценарием.

Модное место

И в общем-то, были правы. Съезд был «михалковским» во всех смыслах. Причем тратить на него два дня было, пожалуй, некоторой расточительностью. Все интересное и важное произошло в понедельник. Во вторник же делегаты занимались формальностями и приходили в себя после пережитого катарсиса.

Что говорили режиссеры накануне съезда.Специально для Infox.ru: Владимир Хотиненко, Виталий Манский, Иван Дыховичный
Масштаб происходящего был задан уже самим местом, выбранным для съезда очень точно. Если предыдущее собрание, признанное, как известно, нелегитимным и окрещенное Михалковым «театром лилипутов», прошло в стенах скромного Дома кино, то нынешний цирк был устроен в подобающей декорации. Забавно, что соратник Михалкова Михаил Пореченков в одном из интервью, поддерживая михалковскую идею строительства нового Дома кино, сказал, что старый – не модное место. В Гостином Дворе только что завершилась Московская неделя моды. В хорошей постановке важны все детали, даже случайные.

Ключевым и самым поразительным по силе воздействия эпизодом стало вовсе не голосование за то, чтобы оставить Никиту Михалкова в председательском кресле. А его выступление. Его значительность была обеспечена увлекательной драматической преамбулой и информационной артподготовкой.

Почти три месяца конфликт в Союзе кинематографистов держался в топе поисковых систем и новостей. Слова «легитимность», «кворум» и «пленум» заучили даже младшие школьники. Кинематографисты с готовностью разделились на враждебные лагери. И вот начинается прямая трансляция эпохального Чрезвычайного съезда, на котором по сути дела ничего не решилось, но зато состоялось трехчасовое выступление великого режиссера, которое следовало бы выпустить отдельным изданием на DVD.

Монолог в Гостином Дворе

Никита Сергеевич вышел на сцену с 30-минутным опозданием, напевая «а напоследок я скажу». Тексты претензий, которые когда-либо, а не только на предыдущем, «бунтарском» съезде, предъявлялись председателю, появлялись на широких экранах. Режиссер и актер подробно, образно, экспрессивно на каждую претензию отвечал. И настолько его речь была красива и убедительна, что, наверное, сраженные его обаянием противники постепенно оттаивали. Михалков не читал свою речь, казалось, он играл моноспектакль. И в конце уже виделось, что от трибуны идет сияние. По щекам актера текли слезы, а зрители спектакля несколько минут стоя аплодировали.

Хронология событий.Для тех, кто запутался в конфликте Союза кинематографистов.
Он был абсолютно честен, прям и откровенен. Объяснил даже, зачем он устроил все это шоу с переизбранием. Не деньги и не власть, которыми в Союзе и не пахнет, были мотивами. Михалков ведь уже добровольно отказывался от бессмысленного председательства в бессмысленной организации, и вместо него фактически работали сменявшиеся и.о. Взбесил же его, видимо, сам способ, которым его попытались свергнуть, устроив разнос и повесив напоследок всех собак. Режиссер принял «трудное решение» остаться, чтобы собак снять, и уйти потом красиво, а не черт-те как. Ради этого грандиозный спектакль и был устроен. Михалковский размах поражает в очередной раз.

«Сегодня стало совершенно очевидно, что единственная кандидатура человека, который может решить судьбу Союза, -- это Никита Михалков», -- подал любимую реплику Владимир Хотиненко, изначально убеждавший членов Союза прийти на съезд «поговорить».

Прежде чем делегаты исполнили свою миссию и вернули Михалкову его законное председательское место, режиссер позволил себе немного усложнить сюжет и сыграть Бориса Годунова, заявив, что пост ему не нужен, и предложив уже теперь «законно» избрать Марлена Хуциева. Поддержал идею Михалкова его последовательный антагонист кинокритик Виктор Матизен, вопрошавший собравшихся: «Признаете ли вы Марлена Хуциева главой СК?» И когда они не признали, Матизен сказал обреченно: «Мы проиграли. Это исторический момент», -- и сошел со сцены. Это был его последний день в Союзе. Во вторник он был исключен с формулировкой "за последовательные действия, направленные на раскол СК РФ". Хуциев на съезд так и не пришел. А его адвокат, следуя законам кольцевой композиции, предположил, что результаты внеочередного Чрезвычайного съезда будут оспорены в суде.

Цирковой союз

Так, словно пони на арене, и двигается Союз кинематографистов от съезда к съезду, укрепляя свою неопределенно-скандальную репутацию и создавая иллюзию активной общественной жизни киношников.

Когда-то СК, задуманный советскими властями как дополнительный инструмент контроля над работниками важнейшего из искусств, умел отстаивать свои права на пусть ограниченные, но свободы. А главное -- он объединял людей кино. Но в нулевые, наверное, никто не смог точно сформулировать его реальные функции. В уставе прописано, что СК России должен защищать авторские права, профессиональные интересы своих членов, оказывать помощь в создании условий их творческой деятельности и далее по тексту. Ничего этого он толком не делает. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день редко кто из молодых кинематографистов вступает в Союз. Большая его часть -- люди, переставшие снимать кино много лет назад, средний возраст которых 60+.

Что так упорно делят в Союзе кинематографистов.Растеряв все свое влияние и авторитет, эта организация все-таки сохранила кое-какую недвижимость, из-за которой, собственно, и идут отчаянные баталии.
Если ориентироваться на функционирование американских профсоюзов, когда, например, сценаристы всем миром могут лоббировать свои интересы, то в России по этой схеме пытается работать только Гильдия операторов. Никита Михалков, прослуживший председателем 11 лет, заявлял в интервью, что функции Союза исчерпаны, перспектив за ним нет, он уже ничем не должен заниматься, кроме социального обеспечения пожилых людей. Но за эти два дня благодаря Михалкову стало ясно, что прощаться с таким замечательным зрелищем как съезд и такой талантливой труппой как Союз все-таки жалко.
Полная версия