Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Джон Траволта лютует в метро

В прокат выходит фильм «Опасные пассажиры поезда 123». Режиссер Тони Скотт сделал усталый ремейк триллера 1974 года. Новый фильм полезен хотя бы тем, что может сподвигнуть зрителя пересмотреть классику.

В нью-йоркскую подземку спускается колоритный крупный мужчина по имени Райдер (Джон Траволта) в кожаной свиной куртке a la «выживший в 90-е» и с татуировкой за ухом. Грозные хард-рокерские усы довершают неприятный образ, и становится понятно, что таких людей, как любознательного пьяницу из старого анекдота, хорошо бы не пускать в метро вообще. Чуть позже к нему ненавязчиво присоединяются трое подельников, которых тоже не примешь за профессуру. Затем компания захватит поезд № 123, отцепит, чтобы удобнее было присматривать за хозяйством, первый вагон с кабиной машиниста и потребует за заложников выкуп в $10 млн. Трубку в диспетчерской возьмет тихоня-афроамериканец Гарбер (Дэнзел Вашингтон), которого Райдер сочтет настолько приятным собеседником, что он, как это бывает с капризничающими детьми, откажется общаться с кем-либо еще. Посему значительным актерам Джону Туртурро и Джеймсу Гандольфини, в ролях, соответственно, переговорщика и мэра Нью-Йорка, останется играть в кадре даже не персонажей второго плана, а скорее мебель. Периодически, впрочем, им позволено шикать, поощрительно подмигивать или пожимать герою руку.

Изучайте классику

Сама идея захватить поезд метро, на первый взгляд по идиотизму сравнимая с попыткой угона карусельной лошади, не слишком изумляет чиновников. Может статься, потому, что перед нами ремейк одноименной картины 1974 года. Именно из нее Квентин Тарантино позаимствовал для «Бешеных псов» конспиративную привычку героев называть друг друга «мистер Зеленый» и «мистер Коричневый». Этим, впрочем, вклад картины Джозефа Сарджента в мировой кинематограф не исчерпывается, одна работа художника по костюмам чего стоит. Террористы идут на дело замаскированные под докторов Ватсонов с помощью клетчатых пальто и накладных пшеничных усиков. А их главный оппонент в исполнении Уолтера Маттау предпочитает кричащие цветовые гаммы в духе фильма «Стиляги». Главное и единственное бесспорное достоинство новейших «Опасных пассажиров поезда 123» -- то же, что и у свежих сериалов по мотивам русской классики или у ранних песен Гребенщикова. То есть после знакомства с ними у неленивого потребителя может возникнуть дополнительный повод ознакомиться с первоисточниками и почитать, действительно, Лермонтова или послушать Марка Болана.

Вольно выполненная копия в большинстве случаев уступает оригиналу, и новый фильм не исключение. Триллер Сарджента, ироничный, неполиткорректный и приобретший за счет естественной старомодности дополнительный лоск, и сегодня смотрится неплохо. Чего не скажешь о рваном клиповом монтаже и термоядерной цветовой палитре типа «вырви глаз», которые постановщик «Последнего бойскаута» и «Настоящей любви» Тони Скотт полюбил в начале «нулевых». Причем в отличие от большинства коллег, быстро перенесших детскую болезнь на ногах, полюбил истово и накрепко — см. энергичные и тягостные одновременно «Гнев» и «Домино». Поскольку снимать в такой манере полуторачасовой телефонный поединок было бы все-таки чересчур творчески, Скотт расширяет экранную топографию истории. В небе элегантно кружат вертолеты, а доставляющая мешки с деньгами полицейская машина не виляет, норовя обогнуть зазевавшихся пешеходов (как это было в первом фильме), а вполне категорично прет напролом.

Наука без химии

Задумываясь не только об эффектах, но и, для порядка, о душе, постановщик усугубляет линию психологической дуэли. Из развития отношений диспетчера и террориста вытанцовывается если не гей-драма (у диспетчера на заднем плане фигурирует жена, напоминающая, чтобы, когда все закончится, купил молока), то как минимум заявка на несостоявшуюся мужскую дружбу. Тем более что и положительный герой, как выясняется, не такой уж малахольный, и про аппетитность нетрудовых доходов ему ничего объяснять не надо. Однако до родственного по духу дуэта Тома Круза и Джейми Фокса в «Соучастнике» артистам далеко, и химия между персонажами не возникает. А она в такого рода историях о непростых отношениях в мире самцов желательна даже более, чем в мелодрамах — там, по крайней мере, предположить, что между мужчиной и женщиной что-то эдакое происходит, зритель может хоть бы и чисто технически.

Полная версия