Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

«Формула-1» для скрипки с аккомпанементом и без

Под звук его скрипки отплясывал герой Аль Пачино (в фильме «Запах женщины») и спасал евреев герой Лиама Нисона (в «Списке Шиндлера»). Впрочем, саундтреки к голливудским лентам -- песчинка в море той музыки, которую переиграл и продолжает играть Ицхак Перлман. Он выступает 23 сентября в Москве и 24-го в Барвихе.

Джаз он играл с легендарным Оскаром Питерсоном (альбом «Side by side») и именитым Modern-jazz Quartet. Клезмерскую музыку – с уличными музыкантами и участниками им же поддержанного движения клезмеров. Партнерами Перлмана на академических сценах были легендарные дирижеры Юджин Орманди, Сейджи Озава, Даниэль Баренбойм, Зубин Мета и виолончелисты Жаклин Дюпре и Йо-Йо Ма. Сам Перлман пробовал себя даже как певец (в записи пуччиниевской «Тоски» с Ренатой Скотто, 1981). Но в первую очередь он, конечно, был и остается неподражаемым скрипачом.

Ловкость рук

Существует видеозапись, на которой 13-летний тучный мальчик Ицхак играет скрипичный концерт Мендельсона, произведение сложное во всех отношениях. Пальчики носятся по грифу, подбородок фиксирует скрипичную деку, на лице читаются спокойствие, благодушие, естественность -- все что угодно, только не свойственная вундеркиндам дисциплинарная напряженность

Этого ребенка растили умные люди. Похоже, ему спокойно и любовно объясняли, что скрипка станет его спутницей жизни, что это навсегда. Парень принял судьбу как данность. После участия в популярном телешоу Эда Салливана в 1958 году (там он и играл Мендельсона) 13-летнему Перлману дали стипендию для обучения в знаменитом нью-йоркском Джульярде. С тех пор Ицхак Перлман – достояние Америки. До этого был достоянием Тель-Авива.

Его дебют состоялся в Карнеги-холле в 1963 году. Это время благоволило молодым людям, весьма свободно интерпретировавшим образ классического музыканта. Это было время Перлмана и Баренбойма, Дюпре и Меты. Музыканты стайкой перелетали со сцен Бостона и Нью-Йорка на сцены Лондона и Парижа. Сплачивались для камерных концертов, дружеских инициатив, летних лондонских выступлений, не забывая делать большие карьеры.

Контактный, легкий, улыбчивый Ицхак Перлман почти по-рабочему приступал к сбору урожая своих «Грэмми» (а их у него пять), участвовал в телешоу, разъезжал по миру. Гарвардский университет, Йель, Брандейс, Иешива и Университет иврита в Иерусалиме задаривали Перлмана почетными титулами и степенями. Президент США Рейган вручал ему медаль Свободы. А Перлман улыбался и работал, работал и улыбался. Подумать, что в его жизни что-то не так, -- такое и в голову не могло прийти. Никому и не приходило.

Гонки со скрипкой

В 1990 году, в год 150-летия П. И. Чайковского, Ицхак Перлман играл на сцене Ленинградской филармонии скрипичный концерт Чайковского. Аккомпанировал Израильский симфонический оркестр под руководством Зубина Меты. В начале финала Перлман вдруг очень странно, эдак мутновато, да еще и снизу вверх, улыбнулся дирижеру. И началось. Финал он вел в таком темпе, что оркестр посыпался крошкой: кларнет едва успевал вставить фразу, струнники – подцепить мысль. Сидячий солист (с четырех лет после полиомиелита Перлман передвигается на костылях) блистательно обгонял партнера -- вероятно, по предварительному с Зубином Метой соглашению. Уж не было ли это их комментарием в адрес скрипачей -- лауреатов советского конкурса им. Чайковского?

Через несколько лет, уже в московском Концертном зале им. П. И. Чайковского, Перлман разыграет похожий трюк. Правда, в виртуозно-цирковом «Рондо» Баццини оркестр обгонять ему не придется, тут фортепианный аккомпанемент. А обгонял Перлман сам себя. Зал, слушая его дьявольские трели, выл от восторга. Трюкачество со времен Тартини--Паганини -- часть профессии. И Перлман отлично это усвоил. Трюкач он тот еще. Особенно когда выступая с оркестрами совсем не смотрит на дирижеров. Очень смешно это было в его парном с Йо-Йо Ма исполнении «Юморески» Дворжака. Казалось бы, Бостонские филармоники, маэстро Сейджи Озава, рядом такой же, как и сам Перлман, лауреат «Грэмми» Йо-Йо Ма. А вот поди ж. Виолончелист так и ловит глазами каждое дирижерское движение, реагирует корпусом на каждый дирижерский жест, а Перлман, что твой сапожник в будочке, сидит, играет свое. И ведь как играет.

Нынешние концерты в Москве и Барвихе Ицхак Перлман отыграет в сопровождении фортепиано. Обещаны произведения Леклера, Бетховена, Стравинского. Наверняка добавит к ним либо «Каприсы» Паганини, либо что-то еще более сложное. Если повезет, может, даже «Чакону» Баха сыграет. Один. Без аккомпанемента. И правильно.

Полная версия