Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Болгарские художники не экономят на юморе

В Музее современной истории России (бывшем Музее революции) открылась экспозиция «От идеологии к экономике. Современное искусство Болгарии 20 лет спустя». Выставка, которую привезли в чемоданах, папках и рулонах и которую на месте смонтировали сами художники, отличается экономичностью. Место прежней идеологии в бывшем «самом солнечном бараке социалистического лагеря», как шутили сами болгары, заняла ирония по поводу балканского неокапитализма.

Печальный курьез состоит в том, что выставка «От идеологии к экономике» как часть презентационной культурной программы Года Болгарии в России должна была бы идти по официальным путям и каналам. Но не пошла -- у госструктур не нашлось средств. Что и понятно: войдя в глобальное европейское сообщество, Болгария вместе с ним разделяет и современные экономические проблемы. С другой стороны, по словам кураторов выставки Яры Бубновой и Марии Василевой из Института современного искусства в Софии, в болгарском минкультуры contemporary art до сих пор не считают чем-то важным. Тем временем иные болгарские художники работают за рубежом и, как, например, Недко Солаков, успешно выставляются на Венецианской биеннале.

Габровский счет

Если бы не юмор и самоирония, то возвращение арт-болгар в «недружественную домашнюю среду» было бы совсем удручающим. Как видно, этот приподнятый габровский тонус скрашивает им сидение на чемоданах в ожидании западных ангажементов в виде выставок и грантов. А местным чиновникам от культуры они, как Правдолюб Иванов, оставляют на память инсталляцию из ковровой дорожки с домашними тапочками.

Собственно с чемодана и начинается выставка. Художник Иван Мудов с деланным простодушием демонстрирует римейк известного чемодана-портфолио Марселя Дюшана, в котором известный дадаист хранил образцы своих объектов. С той лишь разницей, что болгарин набил свой «Box # 1» миниатюрными частичками инсталляций 35 знаменитых художников современности от Йозефа Бойса до Треси Эммин. Конечно, в подлинность реликвий contemporary art верится с трудом. Однако с таким кейсом плагиата болгарского коммивояжера, откровенно сознающегося в своей вторичности и провинциальности, с улыбкой пропустят на любой биеннальной таможне.

Вообще проблемы въезда и выезда, курса -- как валютного, так и направлений в искусстве -- живо волнует местных художников. К примеру, Недко Солаков решил предъявить западной финансовой системе габровский счет, запечатлев на видео свой абсурдистский перформанс 2002 года с бесконечным обменом валюты. Полученные от датского Института бизнеса и технологий 1000 крон он последовательно менял на доллары, затем снова на кроны и так далее, пока вся сумма не была растрачена на комиссионные сборы. Тем самым он доказал, что в современной коммерциализированной системе искусства все еще встречаются «левые» художники-бессребреники.

Евростандарты

В отличие от ветерана поколение тридцатилетних проявляет, казалось бы, большую рачительность. Красимир Кристев (псевдоним Rassim) решил по-хозяйски распорядиться полученным грантом. Все средства от французского арт-фонда художник потратил на боди-арт, то есть на коррекцию своего тела, дабы оно соответствовало глянцевому евростандарту. Подсев на протеины и спортивные тренажеры, он добился-таки чаемого результата, о чем свидетельствуют два фото, сделанные до и после эксперимента. Правда, за попытку превратиться в Ван Дамма современной арт-сцены Кристеву пришлось нешуточно заплатить курсом реабилитации в клинике. Впрочем, во все времена искусство требовало жертв.

В какую сторону оно повернется в наши дни, можно поразмыслить, стоя над вращающимся дорожным знаком Викентия Комитского «Памятник упущенным возможностям». Как видно по стрелкам указателя, движение будет прямо и влево. Прямо -- на Запад и в сторону левой идеологии, видимо, и идут болгарские художники.

Полная версия