Top.Mail.Ru
Москва
24 апреля ‘24
Среда
Навигация

Как Одесса делает из американца человека

В прокат выходит комедия Владимира Аленикова «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» по книге Георгия Голубенко «Рыжий город». Получилось лирическое и ироничное признание в любви к Одессе.

Ален Ольшанский (Иван Жидков) -- 19-летний подающий большие надежды чикагский студент, внук одесского эмигранта, американец почти стопроцентный. Его жесткое расписание уравнивает в цене университетские успехи, ужин с подружкой и прощание с умирающим дедушкой-миллионером (Армен Джигарханян), тем более что тот, кажется, просто всем морочит голову.

Его очередная блажь: заявив, что у Алена как-то не так блестят глаза, старый сумасброд отправляет его в Одессу, чтобы он разыскал и привез кота, которого дед оставил там 28 лет назад. Кот, по словам миллионера, себя отлично чувствует, а вот Алену, если он его не привезет, придется туговато: без кота завещание не будет подписано.

Прилетев в Одессу, Ален отправляется на экскурсию в знаменитые катакомбы. Именно они «сделают из американца человека».

Взаимодействие стихии и вечности

Одесса выросла из катакомб, они ее душа, память, история. Как выясняется, функции одесских катакомб этим не ограничиваются. Ограбленный предприимчивыми местными парнями Ален отстает от группы и с ужасом понимает, что заблудился в бесконечном лабиринте. Случайно обнаруженный люк выводит парня в 1954 год. Там он встретит свою любовь, рыжеволосую девушку Анну (Мария Горбань), и даже попытается отбить ее у студента консерватории Филиппа Ольшанского, своего будущего дедушки.

Стихии и вечность в фильме Владимира Аленикова всегда рядом. Сразу на выходе из «вечных» катакомб Ален попадает на пожар и, в буквальном смысле пройдя через огонь, ассимилируется в 1954-м. Наводнение вернет главного героя обратно в катакомбы, как только ситуация станет тупиковой, и Ален решит остаться с Анной в ее времени. Кстати, из следующей остановки, 1983 года, американца опять выуживает стихия -- землетрясение.

Рыжий город в главной роли

Почти все, с кем Ален встречается во время своего путешествия, больше похожи на персонажей одесских анекдотов, чем на реальных людей. Эти вечные и пестрые образы усилены ярким актерским составом. Мудрый портной Перельмутер блестяще исполнен Романом Карцевым. Величественную мадам Парнокопытенко играет Нина Усатова. Предприимчивый маклер Рыжак достался Александру Панкратову-Черному. Подпольный бизнесмен Гена -- Станислав Садальский. Сурового подполковника КГБ Репу изображает Вячеслав Гришечкин. В меру циничным главврачом одесской больницы стал Сергей Мигицко. Соответственно, ситуации, в которые попадает Ален, либо анекдотичны сами по себе, либо порождают анекдоты.

Именно Одесса и ее жители, с нежностью вылепленные драматургом и сценаристом Георгием Голубенко, становятся главными героями фильма, а путешествие Алена, кажется, нужно лишь для того, чтобы переходить от одного по-одесски безумного курьеза к другому.

Вечная любовь без единого поцелуя

Впрочем, романтическую линию одесские истории не перекрывают и не забивают. Любовь у Аленикова чиста, целомудренна и трогательно идеальна: веселая рыжая девушка, живое воплощение Одессы, сводит с ума беззащитного американского юношу, а прекрасный жаркий город только подогревает их чувства.

Не отпускает любовь и других героев. Жена портного Перельмутера давно умерла, но он по-прежнему с ней разговаривает. «Если мужчина действительно любит женщину, его с ней не сможет разлучить даже такая серьезная неприятность, как смерть», -- говорит герой Романа Карцева. И эта, в общем, не новая идея вечной любви обретает свежие, яркие краски благодаря чудесной одесской атмосфере.

В поисках Одессы

Карнавал, которым открывается фильм, становится и главной его темой. Владимир Алеников говорит, что, задавая таким образом тон всей картине, он хотел подчеркнуть, что в его восприятии Одесса связана с бесконечным праздником.

Поиск истинного духа Одессы Алеников ведет с помощью проверенных средств -- юмора, теплоты и ностальгической нежности. Ведь Одесса -- это такой город, где ничего нельзя выдумать, иначе будет просто несмешно и неинтересно, считают создатели фильма.

Ничего не выдумывая, Алеников привносит в одесскую историю много личного, начиная от его знаменитого приема -- съемки сцен одним кадром -- и заканчивая нежными песнями, для которых режиссер сам писал стихи. «Эта картина предназначена для широкой аудитории и прежде всего для молодежи, которая не знает ту Одессу, которую знаем и помним мы», -- говорит Владимир Алеников.

Полная версия