Москва
25 сентября ‘20
Пятница

Испанцы без Альмодовара и Аменабара

В Москве идет фестиваль нового испанского кино CinEspaña. В его лаконичной программе собраны имена, которые москвичам знакомы мало, но узнать которые очень даже стоит.

Испанское кино сегодня -- это не только Альмодовар. Что в этом году наглядно демонстрируют сами испанцы, прокатившие великого режиссера мимо «Оскара» и даже мимо финальной тройки кандидатов от страны. Правда, этот неоднозначный шаг национальной киноакадемии мог быть продиктован хитрыми стратегическими соображениями – познакомить мир с фильмами других людей. Дескать, даже когда мастер молчит, а Пенелопа и Хавьер делают международную карьеру, достойное кино в Испании все равно снимают.

Московский зритель получил возможность убедиться в этом. На этот раз неделя нового испанского кино идет без тематических приставок вроде любовной или мультипликационной. Всего привезли шесть картин, которые в неспешном ритме сиесты показывают по две в день. Правда, сеансов, как водится, выходит удручающе мало.

Такой формат знаком нам по фестивалю «Новое британское кино», очереди на которое меньше год от года не становятся. То, что испанцы, наконец, решились сделать что-то похожее, радует уже само по себе. А бренд Института Сервантеса, по обыновению значащийся среди организаторов, служит солидной дополнительной рекомендацией. Московский филиал института не первый год регулярно показывает и новое, и старое кино, правда, на языке оригинала.

В программе CinEspaña собрано кино действительно новое – фильмы с выдержкой не старше двух-трех лет. Есть и релизы этого года. Специально для фестиваля подбирали молодых (в среднем 35-40 лет) режиссеров, малознакомых российскому зрителю. Поэтому «Агору» Алехандро Аменабара в расписании искать не стоит. Там и без этого есть что посмотреть.

«Толстяки» Gordos»)

Новый фильм Даниэля Санчеса Аревало – пять историй об участниках группы поддержки людей с избыточным весом, чьи проблемы не только в том, что на картинку в журнале не похожи. Это одна из главных испанских лет 2009 года безо всяких оговорок – у «Толстяков» восемь номинаций на премию «Гойя», в том числе за лучший фильм. Значилась картина Аревало и в той самой национальной тройке выдвиженцев на «Оскар».

Открывать для себя этого режиссера сейчас самое время. Окажись его фильм в российском прокате, в рекламных целях Аревало назвали бы испанским Джейсоном Райтманом. Но трагикомический потенциал у испанца должен быть выше хотя бы силу принадлежности к богатым в этом смысле традициям испанского кино. До успеха «Толстяков» Аревало представляли как режиссера независимого хита «Темно-синий, почти черный» (своеобразная испанская «Шинель», в теплом климате превратившаяся в означенного цвета пиджак), получившего в 2006 году несколько призов в Венеции. «Толстяков» же El Pais сравнила с «Магнолией» Пола Томаса Андерсона.

«Клуб самоубийц» («El club de los suicidas»)

Надежда испанской комедии Роберто Сантьяго в этой своей работе показывает редкий пример обратного эксперимента. Испанские истории, биографии и фактуру для англоязычной аудитории адаптируют довольно часто. Вспомнить хотя бы Камерона Кроу с его «Ванильным небом». «Клуб самоубийц» – вольное сочинение по мотивам книги Роберта Льюиса Стивенсона. Режиссеру однажды подарили томик, через пять лет был готов фильм. История показалась Сантьяго жутко развлекательной, и потому вместо привычной зловещей экранизации-триллера он предлагает комедию, где аристократов заменила городская молодежь, а вопросы чести – побег от тотального одиночества.

«3 дня» («Tres Dias»)

Фильм Хавьера Гутьерреса вышел в 2006 году, но с тех пор никто так и не разобрался толком, что это было. То ли стеб над фильмами-катастрофами (в наличии летящий на Землю метеорит и неминуемое уничтожение планеты через 72 часа, Брюс Уиллис так и не появляется). То ли это кино-обманка, которое только прикидывается катастрофой (поскольку на метеорит герой плюет, а бежит в итоге от семейных проблем).

Ответственной за эту головоломку значится компания Антонио Бандераса, чье имя стало рекламной поддержкой режиссеру-дебютанту. Как и у большинства участников CinEspaña, без фестивальных призов и тут не обошлось.

Пометки на будущее

При удачном раскладе и продолжении фестиваля на будущий год раскатывать киноманскую губу можно уже сейчас. Сражение за статуэтки «Гойи» будет жарким, есть из чего выбрать. В Испании, как и за океаном, в фаворитах кассовые чемпионы, правда местные. Будем надеяться, организаторы CinEspaña уже взяли на карандаш главный испанский фильм года -- тюремную историю «Celda 211» от Даниэля Монсона. Или «Три дня с моей семьей» 28-летней дебютантки Мар Коль. Последняя в силу своего возраста и вовсе главная кандидатка в мастера новой волны. А удивительно сочную по саундтреку и картинке «Карту звуков Токио» Изабель Койшет в Москве уже показывали.

Расписание фестиваля в Москве: www.pioner-cinema.ru

Неделя испанского кино в Санкт-Петербурге: www.domkino.spb.ru/description.php?id=811

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия