Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Юбилей большого оркестра

Второй из старейших оркестров СССР и один из двух лучших симфонических коллективов нынешней Москвы отмечает юбилей. 5 февраля в Зале Чайковского состоится концерт Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского (БСО) под управлением Владимира Федосеева.

Оркестр-флагман

В этот вечер за пультом, кроме главного дирижера БСО Владимира Федосеева, побывают дирижер Цюрихской оперы Миша Дамев и известный французский маэстро Жан-Клод Казадезюс. Будут звучать очаровательные «Картинки Прованса», сюита француженки Поль Морис, темпераментная вагнеровская увертюра к «Тангейзеру», колоритно-испанские «Кармен» Бизе и «Цыганка» Сарасате. Смысл программы в том, что она составлена из музыкальных подношений из разных точек земного шара. С оркестром выступит греческий саксофонист Теодор Керкезос, молдавско-австрийская скрипачка Патрисия Копачинская, японская пианистка Мичи Кояма, американское сопрано Мэри Миллз. Никуда не деться, в страны всех этих музыкантов БСО наведывается с завидной регулярностью.

Когда 80-летие празднует человек, его право трактовать эту дату как пункт личной биографии. Но 80 лет исполняется оркестру, и это уже событие историческое. Если задуматься, свидетелем скольких и каких событий довелось быть этому коллективу, можно голову сломать. Сам год рождения знаменателен. В 1930 году вместо революционного идеализма 20-х в СССР утвердилась жесткая государственная модель. По мысли культуролога Владимира Паперного, была культура-один, стала культура-два. В культуре-один – жизнь жизненна, а искусство искусственно. В культуре-два – наоборот: «жизнь становилась искусственной, а искусство жизненным».

В такое «игольное ушко» и пролез целый оркестр. Первое название БСО – Симфонический оркестр всесоюзного радиокомитета. Радио было мощнейшим экспериментом советских 20-х. Создание же оркестра радиокомитета стало эпохальной культурной акцией. Причем прежде всех пропагандистских и воспитательных радиосмыслов оркестр фиксировал исключительность музыки как таковой. То есть музыка стала первой завоевательницей эфира, «хозяйкой воздуха». Партийное слово втиснулось на радио уже вслед за ней. Буквально. Трансляции съездов стали практиковать, когда страну приучили к радио музыкой и словами: «У микрофона – Симфонический оркестр всесоюзного радиокомитета».

Оркестр-запас

Жизнь, особенно нынешняя, убеждает в очевидном: люди сами мало откуда уходят, гораздо чаще кто-то побуждает их к этому. Кадровая ротация безжалостна и беспощадна, как русский бунт. Большой симфонический оркестр -- редкое исключение. В него возвращались гораздо чаще, чем покидали. Для многих дирижеров он был каменной стеной. На памяти коллектива работа с дважды изгонявшимся из Большого театра Николаем Головановым, с изгнанным из Госоркестра (за немецкую фамилию) Александром Гауком.

Оркестр возглавлял профессор Александр Орлов, с которым рука об руку работал Александр Гаук. Потом Гаука заставили увести лучшую часть БСО в только что созданный Госоркестр, а в БСО пришел Голованов. Потом Гаука убрали из Госоркестра, и он вернулся под начало Голованова. Все эти люди жили, как играли, поддерживая друг друга. Так живут в БСО и сейчас, когда оркестр возглавляет Владимир Федосеев.

Под защитой Чайковского

Эфир и радиоволны словно материализовались вокруг БСО в некую субстанцию защиты. Уму непостижимы истории, которые, наслаиваясь одна на другую, действительно помогали выживать оркестру. Например, история с именем Чайковского. В разговоре с краеведом Рустамом Рахматуллиным удалось выяснить, что здание Государственного дома радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ) на ул. Качалова, где с 1940 года располагается резиденция БСО, построено на месте бывшего храма Георгия (Победоносца) на Всполье. В этом храме венчался Петр Ильич Чайковский, чье имя спасло БСО два десятилетия назад.

Это случилось в самом начале 1990-х. После феноменального выступления на Мюнхенском фестивале, посвященном 150-летию Чайковского, бывшему оркестру всесоюзного радио и центрального телевидения предложили взять имя Чайковского в официальное название. Что творилось в России с музыкой в то время, лучше не вспоминать. В 1993 году музыкантам вообще закрыли вход в ГДРЗ: всесоюзного радио нет, центрального телевидения – тоже, кому нужен оркестр? Оказалось, нужен.

Оркестр-подарок

Если жизнь человека -- сюжет для рассказа, ну, или романа, то жизнь оркестра тянет на эпос. За 80 лет через этот коллектив прошло множество людских судеб, музыкальных произведений, а вместе с ними и тысячи правительственных окриков, студийных кошмаров, репертуарных запретов, пропагандистских поручений и пр. Какое счастье, зная об этом, сознавать, что сейчас подытоживать такую жизнь незачем. БСО молод, красив и еще на многое способен.

Полная версия