Top.Mail.Ru
Москва
26 апреля ‘24
Пятница
Навигация

В арт-новостях: странная награда, деньги и немного юмора

Подсудного художника Трушевского морально поддержали премией. ЮАР забросила искусство ради футбола. Энтони Гормли размышляет об уме. А кураторы галереи Tate – об остроумии.

Премия за изнасилование

Новости на этой неделе довольно плохие. Самая плохая — продолжающийся скандал с современным художником Трушевским, обвиненным в изнасиловании и таким образом прославившимся. Сначала эта мерзкая история обсуждалась в блогах, главным образом разговор сводился к тому, на что имеет или не имеет права художник. Вспоминали Тер-Оганяна, рубившего бумажные иконы и прочее, хотя связь тут кажется довольно призрачной. Теперь же находящемуся под следствием художнику вручили премию «Моральная поддержка» вместе с Ерофеевым, Пищиковым и Лоскутовым. Это винзаводовское приложение к премии «Соратник», которую одни современные художники и кураторы вручают другим. «Моральной поддержкой» главная арт-площадка Москвы выражает солидарность с художниками, которых преследуют власти, чтобы тех не подвергали остракизму свои же коллеги.

Очень нехорошо получилось. Куратора Андрея Ерофеева судят за организацию выставки «Запретное искусство-2006», в которой он занимался своими непосредственными обязанностями и которая вызвала гнев церкви и светских властей. Артем Лоскутов организовал Монстрации — аполитичные бредовые карнавалы, и ему якобы подбросили наркотики, чтобы заставить отказаться от этих антиправительственных глупостей. Студент Ян Пищиков устроил художественную акцию — въехал на джипе в галерею и помял чьи-то чужие работы. С ним теперь судятся, чтобы возместить ущерб. Илья Трушевский, как предполагает следствие, избил и изнасиловал 18-летнюю девушку. Оставляя оценки справедливому суду, все же спросим, что общего между этими людьми? Кому из них действительно нужна моральная поддержка?

На футбол у них деньги есть

Другая плохая новость из Южной Африки. Тамошнее правительство жестко сокращает расходы, потому что либо искусство, либо футбол. Расходы на проведение Кубка мира составят 13,7 миллиарда рандов ($1,75 млрд). Местные деятели современного искусства рассчитывали подсуетиться и отхватить кусочек этого финансирования, провести приуроченные к Кубку выставки и шоу, да не тут-то было. Министерство культуры сократило финансирование Национального совета по искусству в два раза, с двадцати восьми миллионов рандов ($3,7 млн) до четырнадцати ($1,8 млн). Целевое финансирование проектов современного искусства, привязанных к Кубку мира, должно было составить 150 миллионов рандов (почти двадцать миллионов долларов), но оно, как сообщает theartnewspaper.com, и вовсе куда-то пропало. Ну и слава богу, кому оно нужно, это современное искусство.

Лазерное пространство от автора «Ангела Севера»

Самый интересный проект последних недель -- инсталляция Энтони Гормли в лондонской галерее White Cube. Художник, исследующий состояния человеческого ума уже больше тридцати лет (интересно, а мы все тут чем занимаемся?) построил пятнадцать прямоугольных лазерных рамок, пересекающихся и связанных между собой. Выглядит симпатично и очень странно. Гормли считает, что ум человека находится внутри него, сам человек почти всегда находится внутри архитектуры, а если эта архитектура призрачна, то и с умом могут происходить разные вещи.

Он вообще довольно интересный парень, этот Гормли. Самые известные его проекты — «Ангел Севера», гигантская статуя человека-самолета в Гейтсхеде, Англия. Плюс он довольно занятно решил проблему четвертого постамента на Трафальгарской площади. Там раньше была конная статуя какого-то генерала, потом постамент отдали на откуп разным современным художникам для временных проектов. Гормли заставил две тысячи человек постоять на этом постаменте в качестве живых памятников, каждый по часу. Как интересно он тогда решил проблему легендарных трафальгарских голубей.

Очень короткая новость

В Перми открылся гей-клуб, и, поскольку в этом странном городе сейчас собрано все искусство, мы не можем обойти это в нашем обзоре.

Выставка смешного

В галерее Tate работает выставка Rude Brittania, посвященная карикатурам и вообще английскому юмору -- иногда абсурдному (см. заголовок), иногда грубому и сальному, почти всегда с политическим или социальным подтекстом. Самые ранние экспонаты появились в начале семнадцатого века, последние — из наших дней. Там все вперемешку: бывший премьер-министр Джон Мейджор (в трусах) и спартанские послы Обри Бердслея (без трусов), карикатуры на Гитлера и Черчилля, мраморная политическая сатира 18-го века. Скорее всего, посмеяться не удастся, но попытаться заглянуть в голову этим самым англичанам и понять, зачем им нужна такая странная саморепрезентация, все же можно.

Полная версия