Москва
2 июля ‘20
Четверг

Плетнев не стесняется радикальных жестов

Наравне с классиками в Зале Чайковского появятся новые интернет-композиторы, дети московских улиц и цыганские джазмены. Дирижер Михаил Плетнев открыл 6 сентября второй большой фестиваль Российского национального оркестра.

С Плетневым…

Первый же фестивальный жест радикальнее некуда: 6 сентября в балетной постановке «Жар-птицы» Стравинского танцуют дети, которых хореограф Ройстон Малдум взял прямо с улицы. Социально ориентированный британец, наподобие Песталоцции, вот уже несколько лет работает с современными гаврошами всей Европы. В Москву он приехал впервые и, вероятно, уже ознакомившись с замашками местной гопоты, одарил ее сказкой в виде пребывания на сцене Зала им. Чайковского причем в качестве исполнителей самого настоящего балета.

Что касается завзятых меломанов, то еще весной прознав о концертном исполнении под управлением Михаила Плетнева оперы Россини «Золушка», теперь они ждут не дождутся 8 сентября, когда вместе с плетневским оркестром выступят европейские певцы, дополненные свешниковским хором. Золушку поет австрийское меццо Серена Мальфи. Изюминка события, разумеется, в том, что преподнесет нам сам маэстро. Время от времени Плетнев все-таки берет на себя роль оперного дирижера. Достаточно вспомнить «Пиковую даму» в Большом театре или концертную версию «Кармен», и удивившей, и озадачившей плетневских поклонников.

Сам же оркестр сомнений не вызывает. В прошлом сезоне РНО устроил настоящий мастер-класс, исполнив на сцене Большого зала консерватории другую оперу того же автора – «Итальянку в Алжире» под управлением легендарного россиниевского маэстро Альберто Дзедды. Надо полагать, нынешний оперный жест Плетнева, помимо прочего, не лишен некоторой соревновательной (с Дзеддой) амбиции. Такой уж Плетнев человек – несловоохотливый, зато азартный.

Завершит Михаил Плетнев свое участие в фестивале монументальной программой с кантатой Танеева «Иоанн Дамаскин» и Девятой симфонией Бетховена. Финальную «Оду к радости» озвучит сборный «пятистаголосый хор», в который, кроме всех мыслимых профессиональных коллективов столицы, вольются мужской хор инженерно-физического института (МИФИ) и академические хоры двух университетов – МГУ им. Ломоносова и Омского государственного университета. Размах, надо признать, оправдан: все-таки год 20-летия РНО. Юбилей небольшой, но, принимая во внимание многолетний независимый от государственного финансирования статус оркестра, каждый год можно и на два помножить.

... и без Плетнева

Четыре других фестивальных концерта явно расширят традиционные представления о буднях симфонического оркестра нового времени. На следующий день после открытия коллектив предстанет в камерном формате. Солисты РНО в партнерстве с рыжеволосой американкой Лорой Клейкомб (сопрано) исполнят изысканный репертуар, состоящий из дидактической кантаты Баха «Воскликни Богу, вся земля!», монархической оды Генделя на день рождения королевы Анны и несколько эпатирующих в таком окружении опусов ХХ века: «Четыре песни» ныне живущего пианиста и дирижера Андре Превина (на стихи Тома Моррисона), «Лакримоза» Эрнста Кшенека и «Вопрос, оставшийся без ответа» Чарлза Айвза. Дирижером и исполнителем части программы выступит блистательный трубач РНО Владислав Лаврик.

9 сентября пройдет под знаком русского Youtube, который устроил летом конкурс современных композиторов, вызвавший немалый шум в композиторском и интернет сообществах. Из двухсот участников жюри конкурса назвало троих лауреатов, четвертого же победителя утвердило интернет-голосование. Первой премии никому не присудили, благо советчиков у жюри оказалась тьма тьмущая. РНО, в летнюю жару записавший полуфинальную часть композиций, теперь познакомит с победившей музыкой Натальи Прокопенко, Владимира Горлинского, Кирилла Уманского и Полины Назайкинской. Дирижирует занятый поисками и пропагандой моцартов нашего времени Теодор Курентзис.

10 сентября на фестивале назначено днем веселым. Цыганский джаз венгра Роби Лакатоша порадует собравшихся аранжировками популярной музыки от Мишеля Леграна с Владимиром Косма до русских народных «Конфеток-бараночек». А уже назавтра красота вновь будет спасать мир голосом Лоры Клейкомб, которая под дирижерским руководством известного скрипача Максима Венгерова исполнит с РНО восхитительный «Концерт для голоса с оркестром» Рейнгольда Глиэра.

Читайте нас в Дзене
Подписаться
Полная версия