Москва
27 апреля ‘24
Суббота

Неуправляемые «три топора» несут смерть

«Папа, давай, ты сможешь!» Машинист Дэнзел Вашингтон мчится за бешеным локомотивом. Пенсильвания трепещет. Рельсы поют. Нация слагает гимн отважным железнодорожникам.

Товарищу Скотту, убедительно отобразившему трудовые будни тружеников подземного транспорта в условиях нестабильной криминогенной обстановки («Опасные пассажиры поезда 123»), нация и студийное начальство доверили продолжить железнодорожную тему на новом уровне в кинокартине «Неуправляемый». Ему предстояло рассказать правдивую историю, основанную на абсолютно реальных фактах, о двух простых железнодорожниках, остановивших смертоносный поезд, угрожавший мирным городкам Пенсильвании, коренного американского штата.

Обстоятельства, поставившие под удар тысячи простых американцев, поражают своей жизненной достоверностью. Один машинист-дебил запустил локомотив и вылез из кабины, чтобы что-то там сделать, а обратно заскочить не успел – медленно парень бегает, мешает лишний вес. Поезд ушел. Одичавший локомотив набрал скорость, полетел по встречному пути и потащил за собой, помимо прочего груза, несколько цистерн с мазутом, а также солидный боекомплект легковоспламеняющихся химикатов -- короче, большая бомба на полном ходу.

Спасать родной штат от глобальной катастрофы будут двое -- кондуктор (имеет жену и маленького сына) и машинист (вдовец, две дочки), белый и черный, молодой и пожилой, восходящий актер и блистательный, короче Крис Пайн и Дэнзел Вашингтон.

В поездах, даже мчащихся во весь опор, всегда найдется время поговорить по душам под перестук колес. Крис и Дэнзел делятся обстоятельствами личной жизни, немножко подтрунивают друг над другом, но в целом – это начало большой дружбы. Снимают их в стоящем на месте тепловозе. Вокруг для создания динамического эффекта кружит камера, а вам предлагается включить воображение и поверить, что они стремительно отмеривают милю за милей. Весь маршрут составил около 50 миль, то есть меньше 90 километров. Масштаб гонки просто поразителен.

Тони Скотт, режиссер, в принципе, склонный к кинематографу быстрому, монтажному, энергичному, оказался в сложнейшей ситуации. Как на такой дистанции и скорости задать бешеный темп фильму, в котором действует не самый быстрый транспорт на Земле. Он вам покажет поезда со всех возможных ракурсов. Полетает вокруг на вертолете. Прокатится мимо на машине. Но сам чувствует – мало. И тогда он включает проверенный прием -- динамику делают новости ТВ, темп которых намного превышает локомотивный.

Наконец, после того, как кондуктор повисел на сцепке вагонов, машинист побегал по цистернам, а состав пронесся через Стэнтонский поворот (похож на фрагмент американских горок) по одной рельсе – тут публика должна замереть и вцепиться в подлокотники кресел, пора катанье останавливать. В этот момент режиссер достигает предельного драматизма и накала страстей -- минут пять официантки, диспетчеры, медики, спасатели, путевые обходчики, полиция, пожарные, родные и близкие, начальство и сослуживцы, простые жители штата, глядя в телевизор, орут буквально следующее: «Да-да-да! Давай-давай! Да-да-да!»

«Америка начинается здесь», -- это девиз коренного американского штата Пенсильвания. И это суть произведения режиссера Тони Скотта. Для тех, кто привык называть американский народ тупыми америкосами, картина «Неуправляемый» дает такое количество аргументов, что спорить с ними будет затруднительно. Кроме упомянутой умопомрачительной в своей искренней тупости завязки, имеется, например, чудный момент, когда команда полицейских стрелков пытается попасть из винтовок в аварийную кнопку на борту несущегося мимо мятежного тепловоза. Кнопка (с пятирублевую монету) находится в десятке сантиметров от топливного бака. Замечателен и густой пролетарский замес конфликта – буржуи-стяжатели против честных работяг, и семейные ценности на уровне: «Папа, давай, ты сможешь!», и многое другое. С одинаковой убедительностью выведен как тип образцового американского героя, так и тип классического американского козла.

Железные дороги, судя по всему, умеют раскрывать национальный характер. Это доказал недавно наш «Край», сравнения с которым вовсе не так спекулятивны и натянуты, как могло бы показаться. Ведь и там, и тут, душа народа проявляется до одури отчетливо. Русский человек обнаруживает жестокость, дикость, широту, презрение к порядку и власти, отсутствие рефлексии. Американский – профессиональный долг, стремление к дружным действиям, сентиментальность, презрение к начальству, но не закону, отсутствие рефлексии. А Владимир Машков и Дэнзел Вашингтон демонстрируют искреннюю тактильную радость от возможности крутить и дергать всякие ручки паровозов-тепловозов.

Есть и еще одна общая деталь, невнятная товарищу Скотту и его соотечественникам, но открытая русскому глазу. Номер одичавшего локомотива – 777, по-нашему, «три топора». В России эта картина пронизана особым символизмом и претендует на место эпизода в сборнике «Фитиль», посвященного разрушительной силе алкоголя.

Но если отвлечься от наносного, воспринять сюжет метафорически и представить себе судьбу трех семерок в романтическом ключе, то можно прочитать историю, проникнутую глубочайшим трагизмом. И она вовсе не про железнодорожников. Ведь перед нами – вольнолюбивый, как дикий мустанг, тепловоз, который взбунтовался, сбросил разжиревшего всадника и сбежал. Но бунт его обречен, свободы не видать, пока он ходит по рельсами. А по-другому не умеет. И рано или поздно машинисты–ковбои устроят 777 жесткую сцепку, залезут в кабину-седло и утянут строптивца в депо.

Полная версия