Top.Mail.Ru
Москва
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Жестокая школьница Юленька ищет папу

Примерная ученица 5 «А» класса организует удаление позвоночника у своего учителя литературы. Взрослый дяденька не захотел стать ей отцом, а ее симпатичной маме -- мужем. В прокат выходит «Юленька», фильм Александра Стриженова про жутких и опасных на вид девочек.

В одном южном городе...

Зловещие пятиклассницы обитают в городе N-ске, обладающем неуловимыми южными чертами. Девочки учатся в школе, вернее, даже пансионе -- полузакрытом специализированном заведении на манер тех, что показывают в американских по преимуществу фильмах, и в частности хоррорах. Атмосфера зарубежного ужаса воссоздана любовно, но с небрежностью слишком искушенного киномана, проглотившего не одну порцию экранного кошмара и явно пресытившегося. Есть здесь и внесенные для колорита скупые признаки отечественной реальности, вроде старой «Волги», например.

Эта самая «Волга» везет в N-ск нового учителя литературы Белова, который променял университетскую кафедру на школьный стол, чтобы перевезти свою гражданскую жену, больную астмой, а также падчерицу в лучший климат. В пансионе ему доверяют классное руководство 5-м «А». А его падчерица, принятая в тот же класс, попадает за парту, за которой раньше сидела девочка, совершившая самоубийство. Школьницы, похоже, и довели подружку до суицида, а теперь ведут себя не по-детски злобно и явно затевают какую-то гадость. Тайное руководство классом осуществляет примерная отличница с грустными и недобрыми глазами по имени Юленька.

Беспозвоночные

Намерения у девочки, повзрослевшей прежде времени в результате мозговой аномалии, самые лучшие. Она подбирает себе папу и для мамы -- мужа, а кандидатов, не прошедших суровый кастинг, отправляет на тот свет. Учитель Белов облажался по всем статьям и был заслуженно лишен позвоночника.

Играет Белова артист Марат Башаров. И делает это так вызывающе плохо, словно его лишили позвоночника еще до съемок. Раздражает в нем все: и деланная жизнерадостность в начале фильма, и фальшивая решительность в середине, и переигранная истерия в финале. Режиссер Стриженов, кажется, перестарался и полностью удалил не только позвоночник, но и всю мужественность Башарова. И актер не может ее продемонстрировать даже в те моменты, когда это требуется по сюжету.

Недобрая традиция

Страшные девочки, склонные к жестокости и манипуляциям, а то и просто одержимые бесами, живут в кино давно. Тут и осатанелое дитя из «Изгоняющего дьявола» припоминается, и жуткая девчушка, игравшая головой автогонщика в новелле Федерико Феллини из фильма «Три шага в бреду», и волосатая мстительница из японского кошмара Хидео Накаты «Звонок». И очень часто милые барышни разбираются с мужиками-слабаками, которые, в общем, как и слюнтяй Белов, получают наказание за свою порочность, как в «Леденце» Дэвида Слэйда или «Кинопробе» Такаши Миике. Проявляют милые создания и склонность к разрушению семей: «Ядовитый плющ» Кэт Шэй или «Девочка из переулка» Николаса Гесснера.

В общем, Александр Стриженов включился в весьма серьезную и разработанную традицию. Но сделал это крайне невыразительно, не добавив в нее ничего существенного и не обыграв толком то, что в ней уже было. Если раньше режиссер снимал глупые и несмешные комедии («От 180 и выше», «Любовь-морковь»), то теперь снял глупый и нестрашный ужастик. «Юленька» -- кино, по-рекламному внимательное к красивостям в кадре: фактурным стенам, яблокам в вазе, занавескам на окне, постельному белью, гриму и костюмам, -- но напрочь лишенное хребта.

Стриженову, наверное, кажется, что жанр хоррора (он, правда, считает, что снимал триллер) ясен, как белый день, что это всего лишь дело техники. Не случайно он сам сыграл в собственном фильме проницательного следователя, который произносит ключевую фразу, глядя на труп без позвоночника: «Такого я еще не видел». Видимо, специфическая хирургическая операция и кажется режиссеру главной находкой. При этом ему совершенно не страшно было ее делать. Ему не страшно, но и не смешно было снимать это кино, возможно, потому, что вырванный позвоночник -- это абстракция, метафора, которая не материализуется в мозгу конкретным ужасом. Может, лучше было рассказать историю про прищемленный палец и как-нибудь привязать его к семейным ценностям, раз уж они так занимают режиссера.

Полная версия