Top.Mail.Ru
Москва
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Бедненько, но модненько

В «Гараже» демонстрируется фэшн от Петлюры, Гоши Острецова, Кати Филипповой, Андрея Бартенева и других кутюрье-сквотеров и неформалов перестроечных лет. «Хулиганы 80-х» -- так называлась фотовыставка двухлетней давности в Манеже -- обернулись «Альтернативной модой 1985-95 гг».

Хотя к фестивалю «Мода и стиль в фотографии» фэшн-альтернативщики немного опоздали, им удалось более или менее удачно припарковаться в «Гараже», где сейчас проходит выставка модных американских стрит-артистов и ньювейверов «Нью-Йорк. Минутка». Рассчитывали ли на подобный эффект кураторы, галеристка Ирина Меглинская и дизайнер Михаил Бастер, кстати, курировавшие тех самых «Хулиганов 80-х», сказать трудно. В любом случае соседство пришлось по душе постаревшим неформалам, которые смогли прийти на вернисаж. Возможно, им даже взгрустнулось: в Нью-Йорке один молодежный драйв сменятся другим, у нас же, один раз вздохнул и сдулся. Вот и выставка альтернативщиков имеет подзаголовок «До прихода глянца».

Без бедности альтернативная мода была бы невозможна. Конечно, без либерализации тоже. Впрочем, они и ходили тогда рука об руку -- свобода и нищета. С середины 1980-х стало возможным выставляться хоть в Доме моделей на Кузнецком мосту, хоть в Доме художника, что напротив (там, кстати, и состоялась знаменательная XVII Молодежная выставка, открывшая дорогу неофициальным художникам). Можно было занимать расселенные пред сносом дома. Так и возник сквот на Петровском бульваре, где обосновались со своими гардеробами курьезов Александр Петлюра, Катя Рыжикова из группы «Север», многие другие беспризорные художники и их неприкаянные друзья. Там же прижился странноватый молодой француз Пьер, ставший потом пресс-секретарем знаменитого дизайнера Филиппа Старка. Там, наконец, благодаря нагрянувшему молодняку, новой экстравагантной жизнью зажила старушка «пани Броня», будущая «Мисс Альтернатива-98».

А до этого была еще одна «воронья слободка» в Старосадском переулке – сквот художников «Детский сад», где то ли по супрематистским, то ли по соц-артистским лекалам кроил и шил Гоша Острецов. У обнищавших к тому времени сограждан на «Тишинке» или на Рижском кооперативном рынке по мизерным ценам можно было приобрести все, что угодно: от боа и пелеринок прабабушек до комбинезонов ВВС, от антикварных фламандских кружев -- до кителей и портупей прапорщиков ВВ. Все это переносилось в вольные мастерские, перекраивалось, сшивалось, увешивалось кокардами и дешевой бижутерией. И, что удивительно, даже порой носилось в повседневной жизни, а не только по случаю фотосессий, которые затем публиковались не только в западных глянцевых журналах, но и в таком специальном издании, как «Les Cahiers du Centre Georges Pompidou», выпустившим в 1988 году спецномер «L`Art au Pays des Soviets».

Как известно, всякой «вороньей слободке» приходит конец. Да и у альтернативной моды была лишь одна альтернатива – уйти в глянец и окунуться гламур. Кто-то этим воспользовался, кто-то пропал. От всего того гардероба карнавальной повседневности, скорее всего, мало что сохранилось (возможно, единственным держателем и пользователем этой костюмерной остался лишь неугомонный Александр Петлюра). Поэтому и судить по поводу альтернативной моды можно лишь по тем давнишним фотографиям ее носителей. Теперь их всех одели в одну обложку каталога, впрочем, больше похожего на книгу воспоминаний.

Полная версия