Top.Mail.Ru
Москва
23 апреля ‘24
Вторник
Навигация

Dream Theater поставит в Москве рекорд скорости

Квинтет из Нью-Йорка -- из числа тех последних музыкальных паладинов, кто хоть и опоздал к крестовому походу Pink Floyd, Yes и Rush, но свято отстаивает завоевания прогрессив-рока. Они играют как боги и приезжают к нам в первый раз. На концерте, который состоится 10 июня в Лужниках, ожидаются три часа очень специфического шоу и вещи со свежайшего релиза «Black Clouds & Silver Linings».

Артисты больших и малых анатомических театров

Однажды четверть века назад в тихом университетском городке Беркли, что под Бостоном, три студента совсем не гуманитарной направленности Джон Петруччи (будущий астрофизик), Джоном Маянг (будущий оптик) и Майк Портной (будущий специалист по коллоидной химии) решили создать группу. Попутно все трое посещали музыкальный колледж и показывали там успехи куда более заметные, чем на основных кафедрах. Петруччи не расставался с гитарой, Маянг мучил контрабас, а Портной молотил по барабанам. Их кумирами были мэтры помпезного рока Styx, Rush и Saga. На репетициях ребята вольно или невольно их копировали, а потому без клавиш обойтись было невозможно. Так появился Кевин Мур, игравший в одной группе с Джоном еще в средней школе. Укрощать микрофон призван был некий Крис Коллинз; паренек постарше, с массой вредных привычек, посредственным тенорком и профессиональным опытом работы в локальных хард-рок-командах Новой Англии. Коллектив назвали Majesty — имя придумал Майк Портной в честь его любимой песни группы Rush.

Четкой музыкально-идеологической концепции у юношей не было. Они хотели играть музыку предельно сложную, но при этом быть популярными. Собирались показать всем и вся свое виртуозное владение инструментами, но не забывать про красивые мелодии и «умные» тексты. Планировали устремляться в заоблачные дали, но не отставать от земных реалий.

Кроме того, Портной и Петруччи тогда очень интересовались темными сторонами жизни — некромантией, культом вуду и учением Шандора ЛаВея. Буквально за полгода они сочинили свыше пятидесяти (!) песен совершенно замогильного содержания и, как ни странно, имели некоторый успех у наиболее экзальтированной части студенческой публики. Выступать музыканты предпочитали в рваных, испачканных кровью саванах и гриме, напоминавшем трупные пятна.

Не выдержав прозекторской романтики, из группы ушел Коллинз. Его сменил Чарли Доминичи, также более старший и опытный товарищ. С ним группа добралась до Нью-Йорка, выступила на разогреве у Marillion и сделала первые профессиональные записи. Которые фактически и стали первыми в новом стиле «прогрессив-металл». Независимые лейблы не прочь были подписать контракт с экстравагантной, талантливой и заводной группой, но нужно было сменить название — уже существовавшая четверка Majesty, игравшая какие-то унылые блюзы, пригрозила мертвецам-виртуозам судебным преследованием. Отец Портного предложил словосочетание Dream Theater — название некогда популярного кинотеатра в Калифорнии. В 1988 году пятерка подписала-таки свой первый контракт с Mechanic Records (подразделение MCA) и занялась записью своего дебютного альбома «When Dream and Day Unite».

Ускоренная перемотка

Новый жанр рождался в муках. Материал был очень неровным, музыканты тянули одеяло на себя, да и с идеологией было не все в порядке — мрачные, посвященные смерти и тлену песни соседствовали с жизнеутверждающими гимнами любви и красоте и просто шуточными песенками. К тому же лейбл не выполнял своих обязательств, и выстраданный альбом продавался практически без раскрутки. Стоит ли говорить, что продавался он вяло. Доминичи в результате сбежал, и группа осталась без вокалиста, без работы и без лейбла —контракт с ним в конце концов был разорван.

Пять самых виртуозных рок-групп мира1. King Crimson 2. Cream 3. Rush 4. Saga 5. Van Halen

Но «театралы» не унывали: они активно сочиняли новый материал, стараясь избежать допущенных ранее ошибок. Разыскивая нового горлопана и работая над «Images and Words», они удивительным образом «устаканили» свой собственный стиль. Отказавшись от явного макабра, перешли к более философским текстам, ставя во главу угла вечные темы: любовь, скоротечность жизни, предназначение человека на Земле, вера и предательство. В музыке окончательно оформились фирменные фишки: многочастные композиции, сыгранные одним махом, изящный флирт с темпами и оттенками звука, доведенная буквально до абсурда техника исполнения.

Однажды по почте музыкантам пришел демо-материал от канадца Кевина Джеймса ЛаБри, певшего в мелодик-металл формации Winter Rose. Северный сосед так понравился Петруччи и компании, что ему отбили «молнию»: бросай все и приезжай завтра! ЛаБри приехал и остался в группе навсегда; правда, ему пришлось использовать имя Джеймс — в группе уже были два Джона и два Кевина.

Новый альбом вышел на ATCO Records, с которой был заключен долгосрочный контракт. Пластинка имела оглушительный успех в рядах поклонников интеллектуального тяжелого рока. И особенно в Японии, где любят пастись не сильно любимые на родине европейские и американские металлисты. В результате гастролей родились концертник «Live at the Marquee» и видеофильм «Images and Words: Live in Tokyo». Благодаря им мир узнал, что Dream Theater — одна из величайших «живых» команд современности.

События развивались с фантастической быстротой: альбомы «Awake», «Falling into Infinity» и лучшая на сегодня работа «Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory» были очень разными по настроению и тематике, неоднозначно принимались чопорными критиками, но однозначно доказывали звездный статус «театралов», каждый раз по-новому открывая грани их виртуозного дара. К тому же поклонники записывали буквально каждый их концерт, так что количество бутлегов, тоже по-своему интересных, перевалило за сотню. Но не только в скорости и четкости звукоизвлечения был секрет их популярности.

Добрые внутри

Излюбленный прием музыкантов — так называемый «nugget»(можно перевести как «самородок» и как «фрикаделька»), зашифрованное послание внимательному слушателю. Так, в песне «In the Name of God» скрыта закодированная в азбуке Морзе фраза Майка Портного «Eat my ass and balls» (ну очень неприлично). Шестой альбом «Six Degrees of Inner Turbulence» содержит шесть песен и упоминание цифры шесть. Еще примеры: соло из «Take Away my Pain» один в один повторяется в «These Walls», а тема из «Space-Dye Vest» несколько раз используется в альбоме «Awake». Цитирует Dream Theater не только себя любимого: в песне «Octavarium» слышны кусочки из «Day Tripper», «Lucy In The Sky With Diamonds» и «Get Back» The Beatles; «Supper`s Ready and Cinema Show» Genesis, «Careful With That Axe Eugene» Pink Floyd, «Machine Messiah» Yes; «My Generation» The Who, «Light My Fire» The Doors и так далее.

Другая особенность команды — жесткое исполнение кавер-версий других рок-титанов. Так, в 2002 году в Барселоне, Чикаго и Нью-Йорке они исполнили весь (!) альбом «Master of Puppets» Metallica после того, как отыграли собственный материал. В следующем году в Лондоне та же участь постигла «The Number of the Beast» от Iron Maiden. А еще через год — в Буэнос-Айресе прозвучал великий «The Dark Side of the Moon». Самое интересное, что подобные вещи происходят совершенно спонтанно, и фаны никогда не знают заранее, будет ли звучать что-то «из классики».

Черные тучи и луч надежды

Сделают ли американские мэтры что-то подобное в Москве, доподлинно не известно. Хотелось бы! Майк Портной намекнул уже, что на первом российском концерте собирается поставить рекорд скорости -- на своей уникальной сдвоенной установке выдать такое количество ударов в минуту, какого еще не было на столичной сцене. Туманно обещаются и иные сюрпризы. Но главное -- прозвучат песни с совершенно нового альбома «Black Clouds & Silver Linings». «Черные тучи и луч надежды» официально должен выйти только 23 июня. Пока доступен лишь сингл «A Rite of Passage», странный и дающий пищу для размышлений. Но для лучшей в мире публики Dream Theater сыграют не только его. Новая пластинка прозвучит практически полностью. Ох, сбудутся мечты.

Полная версия