Top.Mail.Ru
18 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Клетки крови получены из клеток кожи напрямую

Ученым удалось получить кроветворные клетки из фибробластов, минуя стадию множественных путей развития.

Традиционные способы получения стволовых клеток для клеточной медицины – либо использовать эмбриональные клетки, либо так перепрограммировать клетки взрослого организма, чтобы вернуть им плюрипотентность – способность развиваться по множественным путям. Но есть и альтернатива. Группа ученых из Мак-Мастерского университета в Канаде под руководством Микки Батиа (Mickie Bhatia) разработала новый метод получения человеческих клеток крови путем прямого перепрограммирования клеток кожи, сообщает РИА Новости. Прямое перепрограммирование означает, что клетки не превращают в плюрипотентные, а сразу придают им возможность дифференцироваться в клетки крови.

Infox.ru уже рассказывал об удачном опыте подобного преобразования сердечных фибробластов в кардиомиоциты. В данной же работе исходным материалом для воздействия послужили человеческие фибробласты – клетки соединительной ткани, входящие в состав кожи. Процедура преобразования фибробластов, которую применили ученые, состоит в том, что в них заставили работать нужный ген. При помощи вирусного вектора в клетки ввели дополнительную копию гена OCT4 -- одного из четырех генов, необходимых для дифференцировки клеток крови. После этого из модифицированных фибробластов оказалось возможно получить полноценные эритроциты, способные к переносу кислорода, и клетки иммунной системы -- нейтрофилы, базофилы и макрофаги.

Биологи доказали, что полученные таким способом клетки крови не будут вызывать рак, так как способны только на ограниченное количество циклов деления. Приживаемость их в организме доказана на мышах: после того, как полученные клетки поместили в организм лабораторных мышей, через восемь недель ученые обнаружили в мышиной крови клетки крови человека.

Преимущества такого способа получения специализированных стволовых клеток перед индуцированной плюрипотентностью состоят в его большей эффективности и большей безопасности, говорят авторы. Уточнение сделано в ответ на то, что ученые и медики высказывают опасения, что плюрипотентные клетки, обладая неограниченными возможностями, могут оказаться канцерогенными.

По мнению авторов метода, их разработка может помочь, например, больным лейкемией, которым требуется переливание крови после удаления злокачественных клеток. Подобные клетки могут использоваться и в других случаях, когда без донорской крови не обойтись.

Статья о новом способе получения клеток крови из кожи опубликована в Nature.