Top.Mail.Ru
25 апреля ‘24
Четверг
Навигация

Популярность человека зависит от его генов

Место человека в обществе определяется не только окружающей средой, но и его наследственностью. Сделать вывод ученым помогли близнецы, рассказавшие о своей социальной активности.

Все люди состоят в отношениях с другими людьми: у одного много друзей, у другого мало, кто-то привык быть душой компании, а кто-то страдает от одиночества или даже травли. А секрет популярности одних людей и непопулярности других кроется в генах. По крайней мере, так считают ученые из Гарвардского университета (Harvard University) и Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), которые предприняли генетическое исследование социальных сетей среди школьников. Речь идет о реальных социальных сетях, то есть о дружеских контактах, в которые вовлечены подростки, а не о виртуальных.

Одинаковые и разные

[v1] Николас Христакис (Nicholas Christakis), профессор социологии медицинского факультета Гарварда (professor of sociology at Harvard Medical School) и Кристофер Давс (Christopher Dawes) и Джеймс Фулер (James Fowler) из Сан-Диего проанализировали данные Национального исследования здоровья подростков (National Longitudinal Study of Adolescent Health). Они использовали близнецовый метод, который часто применяется в генетике человека. Суть его в том, что сравнивают проявление каких-то признаков у монозиготных близнецов (однояйцевых), геном которых полностью идентичен, и у дизиготных (разнояйцевых), которые генетически сходны в той же степени, что и обычные братья и сестры. Из разницы в проявлении признака у дизиготных и монозиготных близнецов по специальной формуле вычисляют коэффициент наследуемости.

В данном случае из выборки в 90 115 подростков – учащихся 142 школ взяли 1110 пар близнецов, монозиготных и дизиготных, причем все пары были однополыми. Участники исследования отвечали на вопросы о своих друзьях. По их ответам исследователи строили социальные сети, в которые были вовлечены школьники.

Больше всего их интересовала разница между монозиготными и дизиготными парами. При сравнении социальные сети, в которых участвовали один и другой монозиготные близнецы, оказались гораздо более сходны между собой по структуре, чем социальные сети, в которых участвовали дизиготные близнецы.

Скажи мне, кто твой друг…

Ученые выделили несколько показателей социальных сетей и подсчитали коэффициент наследуемости каждого из них. Оказалось, что популярность индивида (количество человек, которые назвали его своим другом) наследуется с коэффициентом 46%. Обратная характеристика (количество человек, которых индивид называет как своих друзей) практически не наследуется (коэффициент 22%). Показатель, называемый транзитивностью – вероятность того, что друзья одного индивида являются и друзьями друг друга, наследуется с коэффициентом 47%. А свойство индивида оказываться в центре социальной сети, где через него проходит наибольшее число связей, -- с коэффициентом 29%. Генетики считают, что если коэффициент наследуемости больше 70%, то признак жестко закреплен генетически, если от 30 до 70% -- влияют и среда, и гены, а если меньше 30% -- то только среда. Отсюда видно, что ученые обнаружили генетический вклад во всех показателях, кроме количества друзей, называемых индивидом.

Неожиданным оказалось то, что число человек, которых индивид считает друзьями, и число человек, которые считают его другом, не только часто не совпадает, но и совсем по-разному соотносится с генами. Одно наследуется, а другое нет. Выходит, что гены определяют именно популярность и способность группировать людей вокруг себя. Авторы называют это свойство эгоцентричностью, хотя в русском языке эгоцентричность понимается совсем по-другому.

Сеть объединяет разных

Существует несколько моделей социальных сетей, но, с точки зрения авторов исследования, все они обладают одним серьезным недостатком – не учитывают индивидуальность входящих в сеть индивидов. Сети построены на предположении, что все их члены эквивалентны по своим возможностям и взаимозаменяемы, как одинаковые шестеренки в механизме. Авторы предложили свою собственную модель социальной сети, которая учитывает разные социальные свойства индивидов. Ученые назвали ее «attract and introduce» модель. Она учитывает два фактора – привлекательность( или популярность) и склонность знакомить между собой своих друзей.

Все модели сетей ученые проверили методом, который они назвали методом «зеркальной сети». Из совокупности виртуальных индивидов они взяли одного, со своими свойствами, и поместили его в другую среду. То есть смоделировали пару близнецов, каждый из которых находится в своей среде. И посмотрели, как он будет встраиваться в другую социальную сеть. Если связи будут такими же, как и в первой сети, значит, модель работает, учитывает свойства индивидов. Из всех проверенных моделей лучше всего с этим справилась модель «attract and introduce».

Виртуальная социальная сеть, созданная этой моделью, близко передавала структуру реальной сети по всем показателям. То есть ученым удалось создать модель, в которой заложена генетическая составляющая. «Наше исследование показывает, что положение в структуре социальной сети – такой же объект наследования, что и другие признаки, -- говорит Джеймс Фулер. – Возможно, естественный отбор действовал не только на свойства каждой отдельной особи, но и на ее способность контактировать с другими».

Гены – материал для отбора

Один из генов, который демонстрирует связь с социальностью, причем как у людей, так и у животных, это ген переносчика серотонина.

Свойство оказываться в центре или на периферии социальной группы важно для особи и поэтому могло стать предметом отбора. Оба положения имеют свои плюсы и минусы, проявляющиеся в разных условиях. Положение в центре обеспечивает большую социальную поддержку, более полную информацию о пищевых и других полезных ресурсах и поэтому выгодно. Но оно же вовлекает индивида в большее число конфликтов. Плотные социальные связи консолидируют группу, но они же могут изолировать ее от событий, происходящих вовне.

Социальные сети работают при передаче в популяции информации о ресурсах, эмоционального состояния. По ним же передается инфекция. В человеческом обществе социальные сети работают как кондуит (модуль синхронизации) между нашими генами и обществом. По социальным сетям распространяются как эпидемии, так и вредные либо полезные привычки, образ жизни (курение и отказ от курения, переедание, занятия спортом), политические взгляды. И при изучении каждого из этих явлений нужно учитывать генетический вклад в структуру социальных связей, считают авторы работы.

Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.