Top.Mail.Ru
19 апреля ‘24
Пятница
Навигация

«Хаббл» нашел во Вселенной водные миры

Американские астрономы изучили снимки, полученные орбитальной обсерваторией «Хаббл», и выделили новый класс экзопланет - «водных миров», с плотной и толстой атмосферой из водяного пара.

Об открытии сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу проекта. Группа астрономов под руководством Захори Берта (Zachory Berta) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики в Кембридже (США) объявила о существовании еще одного класса экзопланет – «водных миров», изучив космический объект GJ 1214b. Результаты их исследования были приняты к публикации в Astrophysical Journal.

На сегодня двумя самыми распространенными типами экзопланет считаются так называемые «супер-земли» и «горячие юпитеры». Первые представляют собой каменистые планеты относительно небольшой массы, основу которых составляют горные породы, близкие по своему составу к земным. Вторые - экзопланеты-сверхгиганты, обращающиеся вокруг звезды на очень небольшом расстоянии, из-за чего их атмосфера и жидкие недра разогреты до тысячи градусов Кельвина.

Космический объект GJ 1214b ранее был открыт группой планетологов под руководством Дейвида Шарбонно (David Charbonneau) из Гарвард-Смитсонианского центра астрофизики в 2009 году. Планета обращается вокруг красного карлика GJ 1214 в созвездии Змееносца, удаленного на расстоянии в 40 световых лет от Солнца. У планеты относительно большие размеры планеты, 2,67 радиуса Земли, и небольшая плотность - примерно треть земной. Большинство астрономов предполагает, что такие параметры GJ 1214b можно объяснить тем, что она представляет собой водный мир - планету с небольшим твердым ядром и гигантским океаном вокруг него.

Берта и его коллеги подтвердили эту гипотезу, изучив атмосферу планеты при помощи широкоугольной камеры (WFC3) на борту телескопа «Хаббл».

Ученые наблюдали за изменением спектра излучения звезды-карлика в момент, пока планета проходила по ее диску. При этом лучи светила «прошивают» атмосферу планеты, и часть из них меняется, сталкиваясь с молекулами газов и водяного пара в ее составе. Из-за этого в спектре излучения звезды появляются новые линии, сигнализирующие о наличии тех или иных веществ в атмосфере планеты.

Снимки «Хаббла» показали, что атмосфера GJ 1214b представляет собой густой водяной пар с добавлением небольших количеств гелия и водорода. Поскольку температура на поверхности планеты - около 200 градусов по Цельсию, вода в ее океанах должна находиться в экзотическом состоянии, предполагают ученые.

«Высокая температура и давление могут стать причиной появления таких экзотичных материалов, как «горячий лед» и «супержидкая вода», которые мы не можем встретить в нашей повседневной жизни на Земле», - пояснил Берта.

На сегодняшний день ученые успели открыть еще несколько планет, похожих по своим характеристикам на GJ 1214b. Возможно, это тоже «водные миры».