Top.Mail.Ru
Москва
20 апреля ‘24
Суббота
Навигация

Творческий мозг требует для работы больше крови

При решении творческих задач мозг переключается на быструю электрическую активность, а наиболее творческие области находятся в теменно-затылочной коре. Как именно мозг занимается творчеством, Infox.ru показали сотрудники Института мозга человека РАН.

Творческая деятельность -- это вершина работы мозга, и кажется невероятным, что ее можно изучать обычными физиологическими методами. Однако ученые из Института мозга человека РАН в Санкт-Петербурге занимаются поиском зон творчества в мозге, используя для этого два подхода. Работу по этому направлению начала академик Наталья Петровна Бехтерева.

«Общепринятого определения творчества не существует, каждый исследователь дает свое, -- говорит корреспондентам Infox.ru сотрудник группы по изучению нейрофизиологии мышления и сознания кандидат психологических наук Мария Старченко. -- Большинство сходятся в том, что творчество -- это процесс, когда человек продуцирует что-то новое, может отказываться от стереотипных схем в решении задач, рождает оригинальные идеи и быстро разрешает проблемные ситуации».

Один из подходов к изучению творческой деятельности состоит в регистрации и анализе электрической активности мозга -- электроэнцефалограммы. Его в основном и используют для решения данной задачи зарубежные исследователи. Но ученые Института мозга человека РАН изучают творчество еще и методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

Творчество с электродами на голове или в томографе

«В эксперименте мы даем испытуемым тестовое и контрольное задание, -- рассказывает Мария Старченко. -- Тестовое задание творческое. Например, предъявляют на мониторе слова, из которых испытуемый должен составить рассказ. Причем это слова из разных семантических групп, не связанные между собой по смыслу. В контрольном задании испытуемому надо составить рассказ из связанных по смыслу слов или же восстановить текст, изменив порядок слов».

Пример слов для творческого задания: «начаться, стекло, хотеть, крыша, гора, молчать, книга, уходить, море, ночь, открыть, корова, бросить, заметить, исчезнуть, гриб». Пример слов для контрольного задания: «школа, понять, задача, учиться, урок, ответ, получать, писать, оценка, спрашивать, класс, отвечать, вопрос, решить, учитель, слушать».

В эксперименте по изучению невербального творчества испытуемый получает другие задания. Творческое -- нарисовать оригинальную картину из данных геометрических фигур. Контрольное -- просто рисовать геометрические фигуры в произвольном порядке.

Творческий мозг работает быстрее…

Электроэнцефалограмму, которую во время эксперимента записывают у испытуемого, впоследствии анализируют. Анализ показывает разницу в электрической активности разных зон мозга при выполнении творческого и нетворческого заданий. Ученых интересует, как усиливаются или ослабляются ритмы разных частот, а также как синхронизируется активность в той или иной частоте удаленных друг от друга областей мозга.

Наибольшее число результатов указывает на связь с творческой деятельностью быстрой электрической активности коры мозга. Имеются в виду бета-ритм, особенно бета-2-ритм с частотой 18-30 Гц, и гамма-ритм (более 30 Гц). То есть при выполнении творческого задания (в отличие от нетворческого) в большинстве областей мозга быстрая активность усиливается.

Насколько нейронные ансамбли удаленных друг от друга областей мозга могут вовлекаться в совместную творческую деятельность, можно судить, анализируя синхронизацию электрической активности в этих областях. В экспериментах при творческом задании усиливалась пространственная синхронизация в передних областях коры внутри каждого полушария и между полушариями. А вот синхронизация передних областей с задними, наоборот, ослаблялась. Не исключено, что тем самым ослаблялся излишний контроль процесса творчества со стороны лобных долей.

…и требует больше крови

Второй метод -- позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) -- основан на том, что сканер регистрирует гамма-излучение, возникающее при позитронном бета-распаде короткоживущего радиоизотопа. В тканях позитрон реагирует с электроном с образованием гамма-квантов. Фактически этим методом отслеживается скорость локального мозгового кровотока.

Перед исследованием в кровь пациента вводят воду, меченную радиоактивным изотопом кислорода 15О. ПЭТ-сканер отслеживает перемещение изотопа с кровью по мозгу и так оценивает скорость локального мозгового кровотока. «Клетки мозга, участвующие в той или иной деятельности, потребляют больше кислорода и питательных веществ, поэтому кровоток в этой области усиливается, -- объясняет Мария Старченко. -- Сравнивая картинку мозга, вовлеченного в творческую деятельность, с картинкой мозга при выполнении контрольного задания, мы получаем информацию о том, какие зоны мозга отвечают за творческий процесс».

В творческую деятельность в той или иной степени вовлекается весь мозг. Но ученым удалось выявить зоны, которые, по-видимому, участвуют в этом больше других. Это два поля в теменно-затылочной части.

Возникает вопрос, насколько различается работа мозга у более и менее творческих личностей. Но пока эту область российские ученые не исследовали. На данном этапе их интересуют механизмы и закономерности, общие для всех. Сравнить их у высококреативных и низкокреативных индивидуумов -- такую задачу они ставят на будущее.

Полная версия