Москва
24 июня ‘19
Понедельник

Многостаночность - это диагноз

У людей, которые умеют одновременно работать и одним глазком сканировать новостные веб-сайты, другим -- телевизор, а левой рукой набирать SMS, есть проблема. Такое умение явно связано с расстройством мозга, говорят нейрологи и психологи из Стэнфорда.

Энтони Вагнер (Anthony D.Wagner) и его коллеги с факультетов системного программирования, коммуникации и психологии и нейронаук Стэнфордского университета (Stanford University) провели исследование, состоявшее из нескольких этапов. Сначала они охватили опросами 262 студента, чтобы количественно оценить их склонность к одновременному восприятию информационных потоков.

Глазом на экран, ухом -- в телефон

Вопросы касались 12 медийных каналов -- бумажных СМИ, телевидения, компьютерных видеоматериалов, музыки, немузыкальных аудиопродуктов, телефона, SMS, нетекстовых месседжей, электронной почты, поиска по веб-сайтам. Для каждого канала испытуемые отвечали, сколько часов в неделю он у них занимает и как часто работа с одним медиаканалом сопровождается одновременным использованием других медиаканалов.

На основании этих данных ученые по формуле вычисляли индекс, который они назвали media multitasking index (MMI). В среднем он равнялся 4,38, но, естественно, сильно различался у разных индивидуумов. Для экспериментов ученые отбирали студентов с высоким индексом MMI (выше среднего с учетом статистического стандартного отклонения) и с низким индексом MMI (ниже среднего с учетом статистического стандартного отклонения).

На следующем этапе из обеих групп набирались участники того или иного опыта.

Отделять важное от второстепенного

Экспериментальная работа состояла из трех частей. Сначала студентам предстояло фильтровать информацию. На мониторе перед ними возникало множество ориентированных по-разному красных и голубых черточек. Испытуемые должны были следить только за красными и определять, изменилась ли ориентация красных черточек в следующей пробе. А на голубые черточки вообще не обращать внимания. Оказалось, что студенты с высоким индексом MMI хуже, чем студенты с низким индексом, справляются с задачей, если в поле зрения появляется слишком много отвлекающих голубых черточек. То есть хуже фильтруют информацию, отделяя важную от не важной.

Во второй части другие студенты из букв на мониторе отмечали заданные пары, игнорируя другие пары. С появлением отвлекающих стимулов студенты с высоким индексом MMI стали тратить больше времени на ответ, чем студенты с низким индексом.

Третий эксперимент также продемонстрировал, что люди с высоким индексом засоряют рабочую память ненужной в данный момент информацией.

Иными словами, оказалось, что любители совмещать работу с несколькими каналами сторонней информации хуже отличают нужные сведения от ненужных и больше отвлекаются на помехи.

А теперь -- другая задача

В следующем эксперименте ученые проверили способность проиндексированных переключаться с одной задачи на другую. Испытуемые видели на мониторе сочетание разных букв с цифрами. Сначала они классифицировали стимулы по буквам, а затем по команде -- по цифрам. Момент переключения обозначался ключом «буква» или «цифра». О легкости переключения ученые судили по времени реакции.

По словам авторов работы, выяснилось, что у студентов с высоким индексом MMI при переключении с одной задачи на другую временная задержка больше, чем у студентов с низким индексом. То есть переключение дается им труднее.

Дополнительная проверка показала, что испытуемые из разных групп не различались по скорости реакции, характеристикам рабочей памяти, степени креативности и психофизиологическим типам личности. Не отмечено также каких-либо гендерных различий.

Многостаночники теряют в эффективности

Результаты показывают, что мозг многостаночников дезориентируется множественными потоками информации и отвлекается от решения основной задачи. А это, понятно, снижает эффективность работы. Те, кто не стремится делать все одновременно, способны лучше удерживать внимание и выделять главное. Им лучше удается сосредоточиться на решении задачи и не отвлекаться на посторонние раздражители.

Специалисты говорят, что испытуемые со склонностью одновременно работать с несколькими каналами информации демонстрируют меньшую степень когнитивного контроля. У них недостает мозгового контроля «сверху вниз» (как известно, кора мозга часто оказывает тормозное влияние на активность низлежащих структур), помогающего отсекать лишнее. В результате информационные процессы в мозге направлены скорее на разведывательную, чем на созидательную деятельность.

Ученые пока не знают, что первично: то ли индивидуумы с такими особенностями работы мозга более склонны к загрузке его множественной информацией, то ли эта загрузка влияет на мозг, и он начитает бастовать и не желает эффективно работать в таких условиях. В любом случае параллельно решать множество дел одновременно не на пользу ни делу, ни мозгу.

Результаты экспериментов будут опубликованы в ближайшем выпуске PNAS.

Мы рекомендуем

Полная версия